От Канзаса до Копенгагена: «маяки» чистой энергии по всему миру
От небольших островов до городов и мегаполисов, «маяки» показывают дорогу к чистому климату, путь к энергии будущего без угля, нефти, газа.
Мировой спрос на энергию продолжает расти, а производство ископаемого топлива обходится в $5,3 трлн субсидий ежегодно. В такой ситуации нетрудно потерять надежду на то, что чистые виды энергии когда-нибудь наверстают упущенное. Но «маяки» по всему миру показывают путь к энергии будущего без угля, нефти, газа. Вот девять мест, освещающих путь к более «чистому» будущему.
Гринсберг, Канзас (Greensburg, Kansas)
Пережив ужасное бедствие, сонный, голосующий за республиканцев городок в канзасской степи, провидчески метко названный Гринсберг, стал зеленым городом Америки.
В 2007 году страшный торнадо разрушил 95% зданий в городе. 1,4 тыс. жителей городка должны были выбирать: заново отстроиться или переехать на новое местожительство. Трудный выбор для городка, пребывавшего в упадке на протяжении десятилетий.
Около половины горожан уехали. Остальные создали мастер-план восстановления городка как энергосберегающего и функционирующего на энергии, полученной от возобновляемых источников энергии. В непосредственной близости от Гринсберга была построена ветряная электростанция мощностью 12,5 МВт. Она обеспечивает городок электроэнергией на 300%, а излишки поставляются в электросеть штата.
Но ключом к этой зеленой энергетике стала энергоэффективность. Восстанавливая городок с нуля, жители применили самые современные методы строительства. И у них получился Гринсберг 2.0.
Город в настоящее имеет самую большую в США коллекцию золотых и платиновых наград за экологический дизайн и уличное освещение исключительно светодиодными лампами LED. Все большие правительственные здания имеют «платиновый» рейтинг.
Благодаря этим мерам город экономит свыше $200 тыс. год и, что более важно, снижает свою зависимость от выработки электроэнергии.
Самсё (Samso)
После победы на объявленном датским правительством конкурсе на проектирование углеродно-нейтрального сообщества в 1997 году на острове Самсё у восточного побережья Дании 3,8 тыс. жителей Самсё выступили инициаторами энергетической независимости.
Остров — углеродно-нейтральный уже в течение пяти лет. 21 ветряная турбина вырабатывает всю необходимую Самсё электроэнергию. Около 70% тепла на острове производится тепловыми станциями, работающими на биомассе.
Ветровая электроэнергия, вырабатываемая на острове, с лихвой компенсирует ископаемое топливо, которое используется для заправки автомашин и паромов. Самсё намеревается перейти на электромобили.
Сделав начальные инвестиции в проект, Samsingers владеет 70% своей электроэнергетической инфраструктуры в рамках кооперативной модели. Журнал «Сайентифик Американ» (Scientific American) оценил этот проект как «альтернативный взгляд на будущее».
Исландия (Iceland)
Немного на свете мест, настолько приспособленных для жизни без ископаемого топлива, как Исландия. Эта впечатляющая вулканическая земля находится в головной части Срединно-Атлантического хребта, где тектонические плиты Северной Америки и Евразии расходятся и земная мантия «пузырится», ища выход на поверхность.
Исландцы, долгое время зависевшие от торфа и угля, импортируемых из Европы, использовали геологические особенности своей страны для почти полного перехода к возобновляемым источникам энергии.
Вся электроэнергия в Исландии поступает из возобновляемых источников: три четверти — от ГЭС на ледниках, а остальное — от геотермальных источников.
Скважины глубиной 1–2 км сверлятся в тонкой коре земли. Воду закачивают в «горячие скалы», а затем она возвращается в виде пара под высоким давлением. Так турбины производят электроэнергию.
Страна также использует это тепло напрямую. Две трети первичной энергии поступает из геотермальных источников. Горячая вода есть везде. Ею обогревают дома и офисы. Зимой улицы Рейкьявика свободны от снега и льда, благодаря системе обогрева водопроводными трубами. Однако все эти достижения не отвратили исландское правительство от проектов разработки запасов нефти и газа в территориальных водах Исландии.
Эль-Иерро, Канарские острова (El Hierro, Canary Islands)
А вот другой пример того, как можно использовать дары природы: 12 тыс. жителей испанского острова Эль-Иерро используют энергию ветра для закачивания воды в кратер потухшего вулкана, расположенного на 700 м над уровнем моря.
Когда сила ветра уменьшается, вода подается к гидроэлектростанции. Она обеспечивает бесперебойные поставки. Это огромный, необычный и очень эффективный аккумулятор.
Остров является самым удаленным из россыпи Канарских островов и раньше производил энергию от дорогостоящего дизельного генератора.
Жители острова утверждают, что в отличие от Самсё первыми перешли к самообеспечению электроэнергией без подключения к электросетям.
«Когда они включают свет, они думают о ветряных мельницах и, может быть, они думают: “Мы отличаемся от остального мира, потому что мы получаем электричество от ветряной энергии, а не от обычных двигателей”»,— говорил в прошлом году в радиоинтервью губернатор острова Алпидио Армас (Alpidio Аrmаs).
Копенгаген (Copenhagen)
Если западный мир с его городами, построенными на миллиардах тонн выбросов углекислого газа, хочет внести соответствующую лепту в борьбу с изменениями климата, он должен присмотреться к датской столице, подлинной модели будущего. Копенгаген считается самым зеленым городом на Земле, согласно рейтингу Siemens/Economist Green City Index, и был назван «самой зеленой столицей Европы» в 2014 году.
Но дело не в рейтингах. Трансформация Копенгагена действительно является знаменательным событием. Город намеревается войти в 2025 год с нейтральным балансом углеродных выбросов.
Это потребует сокращения вдвое выбросов и компенсации оставшегося углерода путем производства возобновляемой энергии в количестве, превышающем ее потребление.
Ориентируясь на новые строительные нормы и энергоэффективность, город полагает возможными изменения в стиле энергопотребления.
Дольф Гилен (Dolf Gielen), директор Международного агентства возобновляемой энергии (Irena), полагает, что, как это ни странно, именно города в холодных широтах, требующие большого количества тепла, приспособлены к переходу на теплообеспечение от возобновляемых источников энергии. Ведь они имеют большие централизованные тепловые станции, а не тепловые котлы в каждом доме. К 2025 году 75% всех передвижений по Копенгагену будут пешими, на велосипеде или на общественном транспорте.
Копенгаген сейчас изучает возможность полностью отказаться от использования ископаемого топлива к 2050 году. Это долгий путь, но он позволит датскому правительству добиться национальной цели, а именно независимости от ископаемых видов топлива к 2050 году.
Профессор Брайан Вад Матисен (Brian Vad Mathiesen), автор доклада о «Стратегии Копенгаген-2050», считает, что цель эта достижима, а главное, может быть заявлена и осуществлена в других городах.
«Мы видим Копенгаген городом, функционирующим стопроцентно на возобновляемых источниках энергии к 2050 году. Это может рассматриваться как новая парадигма, которую другие амбициозные города смогут копировать»,— сказал он.
Самоа (Samoa)
Как любой другой маленький изолированный остров, Самоа импортирует дизельное топливо для производства электроэнергии. Это привело к росту цен на электроэнергию и стало препятствием для развивающейся экономики острова.
«Для этих островов, конечно же, имеет смысл переключиться на возобновляемые источники энергии»,— говорит директор Irena Дольф Гилен.
Правительство поставило перед собой цель: к 2017 году. производить 100% электроэнергии из возобновляемых источников. И для достижения этой цели есть все возможности. В прошлом году директор программ ООН по изменению климата Кристиана Фигуэрес (Christiana Figures) поздравила Самоа с его лидерством среди малых островных государств, стремящихся к отказу от ископаемого топлива.
Правительство и разработчики используют реки, солнечную и ветряную энергию для выработки электроэнергии. В прошлом году первый в стране ветропарк был сдан в эксплуатацию. Две ветряные турбины позволят сократить на $475 тыс. ежегодные расходы на закупку ископаемого топлива.
Из-за постоянных тропических штормов турбины сконструированы так, что при усилении ветра их лопасти складываются во избежание поломок от разрушительных ветров.
Фукусима (Fukushima)
Префектура Фукусимы, опустошенная страшным цунами в 2011 году и до сих пор страдающая от радиации, исходящей от аварийной атомной электростанции «Дайити» (Daiichi), заявила о своем намерении стать на ноги благодаря возобновляемым источникам энергии.
Япония глубоко травмирована этой ядерной катастрофой. Последствием ее стал резкий рост выбросов углекислого газа ввиду остановки всех атомных реакторов и увеличения потребления органического топлива.
После нескольких лет существенного уменьшения выбросов углекислого газа до марта 2011 года выбросы поднялись до рекордно высокого уровня.
Но руководство Фукусимы планирует строительство мощностей на возобновляемых источниках энергии для обеспечения 2 млн жителей к 2040 году. Энергетическая переориентация реализуется за счет использования солнечных батарей и ветровых установок. К 2020 году префектура намеревается построить 143 плавучие ветротурбины установленной мощностью 1 гигаватт.
Оркнейские острова (Orkney)
На Оркнейских островах находится самая эффективная ветротурбина в мире.
В апреле 2014 года NM92 стала первой в Европе ветровой турбиной, генерировавшей более 100 млн кВт•ч. Это количество электроэнергии достаточно для обеспечения электроэнергией среднестатистического английского домохозяйства в течение 30 тыс. лет.
Находясь в зоне ветров, дующих из Северной Атлантики, Оркни (название, которое переводится с исландского языка как «энергетические острова») стали маяком для возобновляемых источников энергии. И производят ее острова больше, чем потребляют. Предварительные испытания волновых и приливных турбин уже идут полным ходом.
Большой объем дешевой и экологически чистой энергии привел к растущему спросу на электромобили. В настоящее время 50 автобусов (то есть около 5% всего шотландского рынка электротранспорта) находятся в эксплуатации на островах. Население островов представляет 0,4% населения страны.
Экогород Тяньцзинь, Китай (Tianjin Eco-city, China)
Процесс пока не завершен, но экогород Тяньцзинь — витрина того, как Китай может ответить на вопрос: что делать со всеми этими новыми миллионами граждан — представителей углеродо-интенсивного среднего класса?
Стоимость экогорода — $24 млрд. Это цена модели устойчивого развития. Он возводится с нуля и после завершения строительства будет способен принять 350 тыс. жителей. Это один из сотен городов, количество которых растет вместе в ростом городского населения в Китае (в среднем на 13 млн в год).
Город повышает количество энергоэффективных зданий, необходимых в стране, где смог от сжигания угля сокращает на пять с половиной лет среднюю продолжительность жизни в некоторых областях. Развитие общественного транспорта и современное городское планирование также помогут сократить выбросы в атмосферу.
Газета «Гардиан» (Guardian) посетила экогород в 2014 году. И нашла, что он почти пуст. В нем живут только 6 тыс. человек. Что-то вроде потемкинской деревни с пустыми дорогами. Вероятно, этот пилотный проект оздоровления климата в Китае требует доработки.