ОПЕК забрасывает плохую стратегию и избирает новую. Ещё хуже старой
Многолетняя практика ОПЕК по управлению нефтяным рынком на основании уровня мировых запасов нефти похожа на попытку водить машину, смотря только в зеркало заднего вида.
Данные по запасам нефти носят ретроспективный характер и способны отражать состояние рынка, в лучшем случае, месяц назад. К тому моменту, как ОПЕК получает эти данные, мир уже уезжает далеко вперед.
Если это вам кажется плохой практикой, то вы не правы. Потому что ОПЕК придумала нечто ещё хуже.
Самым главным показателем для ОПЕК и её друзей, как указывает министр энергетики Саудовской Аравии Халид Аль-Фалих, является уровень инвестиций в будущее производство. В апреле после собрания картели он заявил, что для привлечения капитала ОПЕК необходимо вселить всем уверенность в долгосрочную стабильность на рынке, а не стремиться к какому-либо заданному уровню цен.
По его словам, мировой рынок должен ежегодно увеличивать предложение на 4 млн. – 5 млн. баррелей в день. Тогда спрос будет удовлетворен. Правда, нефтяная промышленность в настоящий момент далека от достижения указанного результата.
Основной целью ОПЕК является доведение мировых запасов нефти до среднего пятилетнего значения. Картель хочет продолжать сокращать мировые запасы нефти, пока не восстановится инвестирование в разведку и разработку новых проектов.
Рис. 1 По мере того, как запасы нефти в странах ОЭСР приближаются к среднему пятилетнему значению, ОПЕК начинает применять новую стратегию по оценке состояния рынка
Но уровень инвестирования – это ещё более плохой индикатор для оценки рыночной обстановки, чем мировые запасы. Запасы отстают от реального времени на 2 месяца, в то время как инвестиционные планы отражают уровень цен 12-и или 24-х месячной давности.
Картель забрасывает своё зеркало заднего вида и хватается за телескоп. Но когда смотришь в телескоп на далёкие галактики, то видишь их в том состоянии, в котором они были миллионы лет назад, а не то, какие они сейчас.
Главный финансист Royal Dutch Shell Plc Джессика Ул объясняет, насколько нелепым является стремление ОПЕК руководствоваться инвестиционными планами нефтяных компаний для принятия решений по объемам нефтедобычи. «Мы не станем увеличивать объемы капитального инвестирования сверх текущего уровня в ответ на нынешнюю ценовую обстановку на нефтяном рынке», – говорит специалист, – «Любые свободные денежные средства будут направлены на сокращение задолженности и выплаты акционерам».
Другие компании разделяют этот взгляд. Французская Total SA и итальянская ENI SpA заявили о том, что в 2018 году, несмотря на рост цен, их инвестиционные планы не изменятся.
Даже Саудовская Аравия не очень-то следует новой стратегии. Как сообщил Аль-Фалих, королевство не имеет планов по увеличению инвестирования в будущее производство сверх нынешнего плана 12.5 млн. баррелей в день.
Рис. 2 Активность по бурению в Саудовской Аравии снизилась более чем на 20 процентов с момента начала действия сделки ОПЕК+
В Саудовской Аравии нефть одна из самых дешевых в мире. По подсчетам экспертов, государственная нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco тратит менее $4 за баррель на выкачивание углеводородов. Для сравнения – Exxon и Shell на это тратят по $20 за баррель. Тем не менее, несмотря на рост цен, бурение в Саудовской Аравии сокращается.
Рис. 3 Это, по-вашему, стабильность? Несмотря на все усилия ОПЕК, цены на нефть можно назвать какими угодно, но только не стабильными
Конечно, королевство могло бы начать стимулировать увеличение инвестиций со стороны энергетических компаний, дав им доступ к своей дешевой нефти. Есть много способов сделать это без передачи права собственности на нефтяные резервы – спросите Ирак, Мексику или участников соглашения ОПЕК+. Но этого пока не происходит.
Так что долгосрочная стабильность, о которой проповедуют Аль-Фалих и Новак, является иллюзорной. Между тем, переход ОПЕК от слегка отстающего индикатора стабильности к такому, который вообще слабо связан с рыночной стабильностью, может само по себе усилить краткосрочную волатильность.
Учитывая, что задача ОПЕК – это установление таких цен, которые будут держаться десятилетиями, краткосрочная волатильность для неё не слишком страшна. Но это только если цены будут идти вверх, а не вниз.
Иранский кризис перевернул все планы ОПЕК
Последствия выхода США из иранской сделки для Азии