Обзор рынка нефти 2024 года: Год сюрпризов и переменчивого спроса
Это был насыщенный событиями год для мировой энергетики: скачки предложения нефти на Ближнем Востоке, резкий рост спроса на электроэнергию и ядерный ренессанс — все это стало отличительными чертами 2024 года, наряду с ростом спроса на природный газ. Все эти тенденции, судя по всему, сохранятся и в 2025 году, наряду со все более серьезными проблемами на пути энергетического перехода.
Что касается нефти, то 2024 год был интересным: ОПЕК и Международное энергетическое агентство сильно разошлись в своих прогнозах относительно спроса на сырье, которое лежит в основе мировой экономики. Другие аналитики также разошлись во мнениях, в результате чего трейдеры застряли между фактическими фундаментальными показателями и прогнозами, основанными на недоказанных предположениях, таких как темпы внедрения электромобилей, которые снижаются везде, кроме Китая.
Если говорить о спросе и Китае, то именно он был ключевым фактором, определявшим цены на нефть в этом году. Почти в каждом отчете об изменении цен на нефть в заголовке присутствовала фраза «озабоченность китайским спросом», за исключением тех случаев, когда в нем приводились последние данные с Ближнего Востока — главного драйвера цен на нефть со стороны предложения в этом году. Рост спроса в Китае в этом году явно не оправдал ожиданий трейдеров, которые рассчитывали, что он будет расти на двузначные цифры в процентах всегда.
Более того, несколько пакетов стимулирующих мер, объявленных правительством в Пекине, не сразу привели к росту спроса на нефть, что способствовало снижению цен на нее. Даже последние данные по импорту, свидетельствующие об увеличении объемов импорта нефти после нескольких слабых месяцев, не изменили настроения рынка, поскольку средний показатель импорта за весь год окажется ниже среднего показателя за 2023 год.
В то время как трейдеры следили за Китаем в поисках красных флагов спроса, война между Израилем и ХАМАС расширилась до такой степени, что Израиль и Иран обменялись прямыми ударами, на время возобновив опасения по поводу перебоев с поставками нефти. Однако и те, и другие решили не форсировать события, и эти опасения рассеялись, чтобы вновь смениться «беспокойством по поводу китайского спроса», хотя некоторые аналитики предупреждали, что спрос на нефть неправильно оценивается благодаря работе торговых алгоритмов и что нефтяной рынок ожидает коррекция.
Пока трейдеры беспокоились о спросе в Китае, нефтяная промышленность США была занята консолидацией. Начавшийся в прошлом году шквал слияний и поглощений продолжился и в этом году: в сланцевой отрасли было заключено несколько сделок на миллиарды долларов, что позволило Enverus предположить, что 2024 год может превзойти 2023-й по общему объему сделок. Однако в третьем квартале этого года темпы заключения сделок M&A замедлились, поскольку у покупателей практически закончились объекты.
Если говорить о сланцевом сегменте, то в этом году он, как обычно, был главной темой для прогнозов цен на нефть, но с некоторыми изменениями. После победы Дональда Трампа на ноябрьских выборах многие прогнозисты ожидали, что американская нефтяная промышленность удвоит темпы роста добычи. Самой отрасли не потребовалось много времени, чтобы развеять эти иллюзии. Не кто иной, как генеральный директор компании Exxon, заявил, что «Бури, детка, бури» не будет, если мировые цены на нефть не оправдают такую стратегию.
В то же время Exxon, а также Chevron отважились на новый сегмент бизнеса: производство электроэнергии. Еще одна определяющая тенденция 2024 года заключается в том, что спрос на природный газ растет на фоне роста спроса на электроэнергию в связи с увеличением числа центров обработки данных, поскольку Большие Технологии реализуют свои амбиции в области искусственного интеллекта. Действительно, в начале года резкий рост спроса на электроэнергию застал энергетические компании врасплох, и в ближайшие годы этот рост усилится. Именно здесь на помощь приходят поставщики природного газа, и именно поэтому перспективы природного газа в среднесрочной перспективе гораздо радужнее, чем перспективы сырой нефти. Именно поэтому говорят о возрождении атомной энергетики.
Ветровая и солнечная энергетика — столпы-близнецы энергетического перехода — в последнее время переживают не лучшие времена. Ввод новых мощностей замедляется, потому что разработчикам приходится бороться с ростом затрат и сокращением субсидий, а также с участившимися случаями отрицательных цен на электроэнергию, вызванных перепроизводством в периоды сильного солнца или ветра.
Некоторые правительства, как, например, правительство Великобритании, активизируют свои усилия по переходу на новые технологии, увеличивая субсидии, которые будут переложены на потребителей — рискованный шаг для тех, кто пришел к власти, обещая снизить счета. Другие остаются на месте, потому что деньги на субсидии заканчиваются. Тем не менее, амбиции в отношении низкоуглеродного электричества очень живы, и именно здесь на помощь приходит атомная энергетика.
Предлагая лучшее из двух миров, а именно электроэнергию для базовой нагрузки и отсутствие выбросов, атомная энергетика привлекает к себе заслуженное внимание. Однако есть одна проблема, и она заключается в том, что на строительство обычной атомной электростанции уходят годы. Именно поэтому малые модульные ядерные реакторы попали в заголовки газет в этом году как более быстрая альтернатива обычным станциям, и, вероятно, они будут продолжать попадать в заголовки, пока не будет доказано, что они являются жизнеспособной альтернативой крупным объектам. Однако пока речь идет об обычных атомных станциях, и уже разрабатываются планы строительства гигаватт новых мощностей.
Politico: ЕК и Польша готовят санкции против газа и атома РФ
Источник: zerohedge.com