Новая газовая магистраль в ЕС может ударить по ценам Газпрома на Балтике
Первый за несколько лет газовый интерконнектор в Европе, который в январе соединит Финляндию и Эстонию, ослабит позиции Газпрома на Балтике и спровоцирует начало ценовой конкуренции, сказали владельцы трубопровода.
Газопровод Balticconnector поможет Финляндии диверсифицировать поставки газа, который сейчас идет только из России, и, помимо прокачки газа в балтийские страны, сможет поставлять СПГ, получаемый на литовском терминале в Клайпеде.
Несмотря на то, что труба будет заполнена частично российским газом, проект реализовывался, в основном, за счет средств Евросоюза, который предоставил 75% общих затрат в 300 миллионов евро ($330,81 миллиона). Владельцы трубопровода, финская Baltic Connector и эстонская Elering, профинансировали оставшуюся часть.
В отсутствие других трубопроводных поставок в Европе на момент открытия Balticconnector газопровод сможет прокачивать только газ из российских точек входа в Финляндии, а также газ, регазифицированный из СПГ-терминала в Клайпеде, либо из подземного газового хранилища (ПХГ) Инчукалнс в Латвии.
Цены на газ между ними варьируются, так как у России есть разные контракты на поставку с Финляндией и другими странами Балтики, цена поставок из ПХГ зависит от сезона и погоды, а стоимость СПГ – от глобального рынка. Увеличение поставок дешевого СПГ уже сократило долю Газпрома на европейском рынке.
Возможно, Газпрому придется изменить ценообразование в Финляндии, чтобы конкурировать с СПГ, сказали Рейтер владельцы Balticconnector.
«Так как контракты Газпрома различны для разных стран, есть также и конкуренция между этими контрактами… Мощности поставок российского газа в Европу превосходят СПГ», — сказал Эркки Сапп, менеджер по развитию рынков в компании Elering.
Генеральный директор Balticconnector Херкко Плит также ожидает снижения цен от Газпрома.
«Помните, что случилось в Клайпеде, когда там открылся терминал СПГ? Газпром снизил цены на 20%. Газпром может, как активный игрок на рынке (в Финляндии и Балтийских странах), скорректировать цены соответствующе», — сказал он Рейтер.
ИЗБЫТОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Цены на газ Газпрома также могут оказаться под давлением с 2022 года. Строительство трубопровода между Литвой и Польшей, GIPL, планируется завершить к концу 2021 года, что предоставит физический доступ к газовой инфраструктуре в центральной Европе.
Газпром не ответил на просьбу о комментарии. Данные компании показывают, что Газпром экспортировал 2,6 миллиарда кубометров газа в Финляндию в 2018 году, 1,3 миллиарда кубометров – в Латвию, 1,4 миллиарда кубометров – в Литву и 0,4 миллиарда кубометров в Эстонию.
Заместитель директора российского Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач сказал Рейтер, что не ожидает активного использования мощностей Balticconnector.
«Труба может быть вообще не заполнена. Чтобы её заполнить, нужно, чтобы Финляндия покупала больше газа у Газпрома и чтобы Эстония предложила большую цену за газ. Я не думаю, что это возможно сейчас», — сказал Гривач.
«Balticconnector – это типичный пример избыточной инфраструктуры в Европе, которая строится только, чтобы осваивать деньги из ЕС и воздавать мифическое соединение рынков, которое может использоваться только раз в 10 лет», — добавил он.
Сапп из Elering не разделил это мнение, добавив, что некоторые участники рынка переживают о недостаточной мощности трубопровода.
Ежедневный прогноз ценовых колебаний на 27 ноября 2019