Норвегии грозят массовые забастовки на фоне низкой цены на нефть
Крупнейшие нефтяные компании Норвегии и отраслевой профсоюз взяли два дня на обсуждение заработных плат для рабочих на плавучих платформах. Однако диалога не получилось: переговоры закончились на первой же минуте. Совершенно очевидно, что между сторонами пролегла глубокая пропасть, и налаживать мосты придется государству, чтобы избежать забастовок, способных усугубить кризис, спровоцированный обвалом цен на нефть, начиная с 2014 года.
Срыв переговоров по зарплате для рабочих на плавучих буровых платформах, где забастовка сразу же отразится на объемах добычи, произошел после неудачного обсуждения размеров компенсации для рабочих на материковых базах ранее в этом месяце. Экономика Норвегии, которая считается крупнейшим поставщиком нефти и газа в Западной Европе, уже сильно пострадала во время финансового кризиса. Нефтяная отрасль 40 тыс. рабочих мест, при этом ожидается, что компании продолжат сокращать инвестиции в глубоководные проекты третий год подряд.
«Ситуация на самом деле тупиковая», — признался Лейф Санд, глава профсоюза энергетической промышленности, комментируя неудачный старт переговоров в понедельник. «Разница во взглядах была настолько очевидна уже с первых минут, что мы сочли разумным сразу обратиться к национальному посреднику, а не тратить два дня на бессмысленные разговоры».
Нефтяные компании, интересы которых представляет Норвежская ассоциация компаний нефтегазового сектора, пытаются ухватиться за трудную рыночную ситуацию, чтобы сломить модель устойчивого повышения заработных плат, не зависимо от экономических процессов. Ни одна из нефтяных компаний, ни один владелец буровых установок, не предложил повысить размер компенсации рабочим, однако профсоюзы хотят вести переговоры, опираясь на базовое соглашение между работодателями и сотрудниками в экспортно-ориентированных отраслях, достигнутое ранее в этом году.
Профсоюз энергетической промышленности, на долю которого приходится более половины из профсоюзных 7500 рабочих на плавучих платформах, прервал переговоры в понедельник, его примеру последовали два других профсоюза: SAFE и Норвежская организация менеджеров и руководителей.
Однако работодатели, в числе которых такие компании как Statoil ASA, BP Plc и ConocoPhillips, считают, что в этой ситуации нет возможности повышать зарплаты, поскольку производители пытались сократить затраты еще до начала падения цен. «Мы находимся в крайне сложной ситуации», — заявил Колбьорн Андерсен из Норвежской ассоциации компаний нефтегазового сектора в телефонном интервью. «Сначала станет совсем плохо, и только потом дела пойдут на лад», — добавил он.
Дата переговоров с участником государственного посредника пока не назначена — это последняя возможность договориться и избежать забастовок. Переговоры с рабочими материковых буровых установок пройдут 20 и 21 июня. В профсоюз энергетической промышленности отмечают, что если договоренность не будет достигнута, 190 рабочих могут выйти на забастовку, между тем, в SAFE говорят о том, что число недовольных достигнет 2456 человек. Пока не ясно, каких конкретно буровых установок или плавучих платформ это коснется в первую очередь.
По словам Якоба Корсгаарда, главного представителя Норвежской ассоциации судовладельцев на переговорах, забастовка лишь усугубит спад и еще сильнее осложнит положение нефтяных компаний. «Со временем это отразится и на производстве», — добавил он. Последний раз забастовка, повлиявшая на объем добычи нефти в Норвегии, произошла в 2012 году и длилась 16 дней. За последние годы, благодаря посредничеству государства, несколько раз удавалось избежать действий, способных повлиять на объемы производства.
Корсгаард боится, что владельцы буровых установок и профсоюзы не сумеют прийти к единому мнению во время переговоров с посредником, однако Андреассен из Норвежской ассоциации компаний нефтегазового сектора уверен, что из любой ситуации можно найти выход. «Переговоры будут сложными», — отметил он. «Но, как правило, разделить деньги проще, чем разделить принципы».