Ни Ирану, ни США. Нефтяная стратегия Китая
КНР отказалась следовать требованиям Соединенных Штатов и полностью прекратить импорт иранской нефти. Тогда как Южная Корея и Индия уже сократили нефтяные поставки из Ирана. Индийские НПЗ даже решили приобретать больше нефти из США. В результате доля Китая, главного потребителя иранской нефти, в экспорте из ИРИ в течение июля уже увеличилась с 26% до 35%.
Однако и наращивать поставки из Ирана КНР не собирается. Если для Ирана сокращение числа покупателей и рост доли Китая в нефтяном экспорте является существенным фактором, то для КНР это почти ничего не меняет, за исключением возможности добиваться от персов снижения цен на поставляемую китайским потребителям нефть.
Таким образом, у США не получается погрузить исламскую республику в полную изоляцию. Тогда как официальные американские делегации продолжают барражировать между мировыми столицами, уговаривая национальные правительства стран-потребителей нефти выполнить требование президента Трампа о сокращении до нуля импорта иранской нефти к 4 ноября этого года.
Торговая война между КНР и Соединенными Штатами, развязанная американским президентом, в настоящее время является главным фактором, определяющим отношения двух стран, и обладающим значительным потенциалом для воздействия на будущее развитие глобальной энергетики и мировой экономики.
Компания Sinopec решила полностью отказаться в сентябре этого года от закупки нефти в США. Поставки американской нефти в КНР за последнее время уже сократились из-за роста цены на нее и сокращение разницы между WTIи европейскимBrent. Согласно оценкам, экспорт нефти из Соединенных Штатов в Китай в июле и августе этого года снизится вдвое по сравнению с рекордным уровнем (15 млн баррелей н.э. за месяц) в июне 2018 г.
В ответ на политику трамповской администрации, вводящей заградительные пошлины для китайских производителей, КНР поднимает до 25% тарифы на ряд импортируемых из США товаров. Однако власти Китая решили исключить из этого списка американские сырую нефть и СПГ, поскольку это может иметь негативные последствия для местных нефтеперерабатывающих и электрогенерирующих компаний, и в конечном счете на китайских потребителей. Тем не менее, в списке товаров, попавших под повышенное тарифное обложение, остаются бензин, дизельное топливо, нафта, пропан, уголь, а также автомобили из США.
На решение по исключению нефти и СПГ из списка с повышенными тарифами повлияла давняя стратегия Китая на сохранение диверсифицированного и сбалансированного между разными странами-экспортерами потока импортируемых в КНР энергоносителей. КНР не хочет полагаться только на одну Саудовскую Аравию или Россию, как главных поставщиков нефти в страну, и пытается держать экспортный баланс, сохраняя за каждым из них определенную долю.
Нельзя не отметить мудрость китайского «дракона», осторожно, вдумчиво, взвешенно, но и неотвратимо реагирующего на вызовы, брошенные внешнеполитическими противниками, и ориентированного исключительно на национальные интересы и развитие внутренней экономики.
Читайте ежедневный прогноз ценовых колебаний на 17 августа 2018.