Нефтяной камингаут: как США готовятся к выходу на мировой энергорынок
Демократы и республиканцы согласовали снятие запрета на экспорт американской нефти за рубеж. Ранее Белый дом выступал за эмбарго. Даже если оно будет снято, ОПЕК не ждет потрясений на рынке: США остаются импортером сырья.
Две партии договорились
На закрытом совещании с однопартийцами во вторник спикер палаты представителей Конгресса США республиканец Пол Райан подтвердил, что переговорщики от республиканцев и демократов договорились о принятии плана государственных расходов на 2016 год, который позволит разблокировать финансирование государственного аппарата на $1,15 трлн на срок до конца сентября.
Одной из частей этого плана стало предложение республиканцев снять запрет на экспорт американской нефти за рубеж, действующий с 1975 года. Спустя 40 лет многие игроки рынка считают этот запрет устаревшим. В первую очередь, это нефтедобывающие компании, которые сейчас терпят убытки от падения нефтяных цен и невозможности «выплеснуть» излишек сырой нефти на мировой рынок. Кроме того, как заявил CNN Money бывший советник Барака Обамы по вопросам энергетики Джейсон Бордофф, нынешний кризис доказывает, что дефицита нефти — главной причины ввода запрета на экспорт — больше не наблюдается. Напротив, мировая экономика страдает от ее перепроизводства.
«Снятие запрета очень важно для нефтедобывающей промышленности, поскольку позволяет ей показать свою конкурентоспособность на мировой арене», — уверен конгрессмен Джон Хувен, представляющий Северную Дакоту, один из двух главных нефтедобывающих штатов США (наравне с Техасом). Напротив, многие представители Демократической партии отмечают, что снятие запрета на экспорт сырой нефти негативно отразится на НПЗ. «Отмена запрета — это большая ошибка, которая является неожиданным подарком для нефтяных гигантов за счет американских тружеников и за счет нашей планеты», — цитирует сенатора-демократа Джеффа Меркли из Орегона Bloomberg.
Надо отметить, что решение переговорщиков от двух партий — лишь первый шаг на пути к снятию запрета на экспорт сырой нефти, и говорить о победе лоббистов нефтяной промышленности преждевременно. Вечером в среду на обсуждение всего бюджетного документа (частью которого является экспортное соглашение) соберутся отдельно демократы и республиканцы. Не ранее четверга произойдет голосование в нижней палате Конгресса, после чего документ будет рассмотрен в Сенате, а оттуда — на подпись президенту США.
Как отмечает Reuters, сам Барак Обама является противником снятия запрета. Однако республиканцы прописали в законопроекте лазейку: президент сможет снова вводить подобный запрет сроком на один год при одном из двух условий, введении чрезвычайного положения в стране или решении администрации, что дефицит топлива и растущие цены на бензин угрожают национальной безопасности США. Ранее пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест заявлял: «У нас жесткая позиция — мы против отмены запрета. Но мы также выступаем против других мер, включенных в законопроект». Он не уточнял, будет ли Обама использовать право вето.
Рынки не тряхнет
Цены на нефть вряд ли изменятся, если эмбарго все же будет снято, считают в отрасли. «Чистый эффект экспорта американской нефти на рынке будет нулевым», — заявил во вторник генеральный секретарь Организации стран-экспортеров нефти Абдалла аль-Бадри. По его словам, это объясняется тем, что Соединенные Штаты по-прежнему будут импортером нефти. За первую неделю декабря американские НПЗ перерабатывали сырую нефть в объемах около 16,7 млн барр. в сутки против 16,9 млн барр. в среднем за предыдущую неделю. Импорт при этом растет и достигает 8 млн барр. ежесуточно (на 274 тыс. барр. больше, чем в конце ноября).
Общее предложение сырья не изменится, также отмечали ранее опрошенные РБК эксперты. Так, директор Института энергетической политики Владимир Милов, заявил, что по его мнению, решение о снятии эмбарго вряд ли «может как-то повлиять на мировой рынок, эта тема переоценена публикой». Директор аналитического агентства Small Letters Виталий Крючков также прогнозировал, что только в перспективе США смогут поставлять на мировой рынок сотни тысяч баррелей нефти в сутки, однако сразу после снятия эмбарго цифры будут скромнее — до 100 тыс. барр. ежесуточно. «В момент снятия возможны «психологические» скачки цен, но затем все успокоится», — предположил он эксперт.
Николь Леонард из американкой консалтинговой компании Bentek Energy сказала РБК, что снятие запрета будет означать, что американские НПЗ вступят в конкуренцию за переработку дешевого национального бенчмарка WTI с зарубежными НПЗ. Но поскольку спрэд между WTI и Brent снизился, для американских нефтеперерабатывающих предприятий вряд ли что-то изменится. Если спрэд увеличится, то американские НПЗ получат конкурентное преимущество на рынке, поскольку будут иметь доступ к дешевому сырью.
До этого года обилие доступной нефти позволяло американским НПЗ дешево покупать сырье, а затем с выгодой продавать его на местном и мировом рынках. Brent в последние годы традиционно стоил дороже WTI, а в 2014 году спрэд между двумя сортами достиг исторического максимума.