Нефтяникам не нужен лишний порт
«Роснефть» больше не хочет строить терминал в Мурманске.
Как стало известно «Ъ», ключевые проекты мурманского транспортного узла (МТУ) не только приостановлены, но и рискуют никогда не претвориться в жизнь. Речь идет о строительстве угольного и нефтяного терминала «Лавна». Так, по данным «Ъ», «Роснефть», находящаяся на завершающей стадии покупки ЗАО «НТ «Лавна»» у «Синтез Петролеум», не рассматривает строительство нефтетерминала (НТ) в регионе. Другим нефтяникам эти мощности также не нужны — на фоне того, что перспективы развития Арктики становятся все более туманными.
«Роснефть», в конце 2015 года начавшая выкуп 100% ЗАО «НТ «Лавна»» у «Синтез Петролеум», отказалась от идеи строительства нефтеперевалочного терминала на западном берегу Кольского залива. Об этом говорится в письме главы Минэнерго Александра Новака о консолидированной позиции по этому вопросу, выработанной в соответствии с протоколом совместного заседания госкомиссии по Арктике и Морской коллегии РФ 7 декабря 2015 года (есть у «Ъ»). ЗАО собиралось реализовать такой проект, его еще в 2005 году начала «Синтез Петролеум», основанная Леонидом Лебедевым. Предполагалась перевалка 25 млн тонн нефти с месторождений компании на арктическом шельфе, а также 10 млн тонн с материка. Строительство шло на частные инвестиции, первая очередь оценивалась в 10,7 млрд руб.
Приобретение «Роснефтью» НТ «Лавна» было одобрено ФАС, но о закрытии сделки не сообщалось. Зачем госкомпании понадобился этот участок, в «Роснефти» не пояснили, но отметили, что «в настоящее время компания не является владельцем ЗАО «НТ «Лавна»» и не ведет какого-либо строительства на его территории». По данным протокола, «Роснефть» не видит смысла в его строительстве из-за отсутствия «экономической целесообразности» и ресурсной базы. В рамках заседания другие нефтяные компании также дали понять, что проект им не нужен. В частности, «Газпром нефть», которая ведет добычу на Приразломном месторождении в Печорском море и на Новопортовском на Ямале, уже имеет рейдовый перевалочный комплекс в Кольском заливе. ЛУКОЙЛ владеет Варандейским комплексом в Ненецком АО, а также проекты по перевалке в Кольском заливе. «Башнефть» заявила об отсутствии дополнительных мощностей. Таким образом, учтя позиции компаний, Минэнерго сообщило о нецелесообразности проекта. Между тем, по информации «Транснефти», она указывала на отсутствие ресурсной базы еще в 2010 году. От комментариев в Минэнерго отказались.
«Роснефть» начала борьбу за участки группы «Синтез» в 2012 году, выкупив у нее 100% ЗАО «Синтезнефтегаз» и 50% ЗАО «Арктикшельфнефтегаз», владевших лицензиями на Пахтусовскую и Адмиралтейскую структуры, а также Медынско-Варандейским участком в Баренцевом море. Сейчас в группе «Синтез» Леонида Лебедева «Ъ» опровергают связь с ЗАО «НТ «Лавна»». По данным базы СПАРК, владельцем «Синтез Петролеум» является ликвидируемая швейцарская Petrosol Holdings SA. По словам одного из источников «Ъ», пока проект не перешел в собственность «Роснефти» и она лишь арендовала несколько причалов. Другой собеседник, знакомый с ситуацией, говорил, что НТ «Лавна» уже используется как база для геологоразведочных судов. Но, по данным еще одного источника «Ъ», проекту не хватает подводящей инфраструктуры и заметной деятельности там нет.
Другой проект, входящий в мурманский транспортный узел,— угольный терминал «Лавна» — тоже затормозился, говорят собеседники «Ъ». В апреле 2015 года Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), которая должна была заменить «Кузбассразрезуголь» Искандара Махмудова и Андрея Бокарева в этом проекте, решила отложить вхождение в него, а источники «Ъ» тогда подчеркивали, что проект не выживет без бюджетных средств. За счет них сейчас идет строительство железнодорожного коридора к Лавне пропускной способностью до 40 млн тонн. В ГТЛК отказались от комментариев. В ОАО РЖД уточнили, что МТУ реализует ФКУ «Ространсмодернизация» (там не ответили на запрос «Ъ»), а монополия занимается лишь планом усиления пропускной способности линии Волховстрой—Мурманск для обслуживания роста грузопотока на Мурманский порт, его старт намечен на 2017 год.
Проект нефтетерминала для «Роснефти» неактуален, поскольку «арктические проекты уходят за 2020-е годы», говорит Виталий Крюков из Small Letters. По его мнению, «форсировать события со строительством терминала «Роснефти» смысла нет, поскольку компания будет инвестировать в свои ключевые проекты». Господин Крюков не исключает, что компания будет использовать суда геологоразведки, однако ее «масштабы будут незначительны».