Нефть просит об одолжении

Правительства Нигерии и Азербайджана ищут займы для покрытия бюджетных дефицитов.

Снижение цен на нефть с начала года обострило бюджетные проблемы стран, зависящих от ее экспорта: две из них — Нигерия и Азербайджан — уже ведут переговоры с международными финансовыми организациями о получении кредитной поддержки. В обоих случаях попытки монетарных властей поддерживать курс национальной валюты были безуспешны, а расходование резервов на эти цели обусловило потребность обеих стран в привлечении внешней финпомощи.

Власти Нигерии обратились во Всемирный банк (ВБ) с просьбой о выделении кредита для покрытия хотя бы части бюджетного дефицита, который в этом году, как ожидается, увеличится вдвое, до $11 млрд (впрочем, это всего около 2% ВВП страны). Ранее нигерийское правительство сообщало о намерениях привлечь около половины средств на внутреннем рынке, а остальное — за счет внешних заимствований. В частности, объем заявки на кредит от ВБ и Африканского банка развития может составить около $3,5 млрд. «Нигерия не подавала заявку на экстренное финансирование, мы лишь обсуждаем опции покрытия дефицита»,— сообщили вчера в Министерстве финансов страны.

Сейчас Нигерия председательствует в ОПЕК и пытается инициировать совместное сокращение добычи для поддержания цен. Пока, однако, падение нефтяных котировок привело к резкому сокращению экспортных поступлений (на нефть приходится более 80% валютной выручки страны), что привело к ухудшению экономической ситуации. В 2015 году рост экономики, по данным МВФ, составил 3% ВВП против 6,3% годом ранее. Чтобы компенсировать падение темпов экономического роста, в правительстве рассчитывают резко нарастить господдержку инфраструктурных проектов — под них и планируется привлечь кредиты банков развития.

Международные эксперты, однако, рекомендуют отпустить курс нацвалюты — найры — и отменить энергосубсидии. С середины 2014 года стоимость найры упала 30%, но в марте 2015 года национальный банк Нигерии перешел на режим фиксированного курса (на черном рынке курс на треть ниже), были введены ограничения на продажу «твердой» валюты, при этом резервы страны за последние два года сократились на $20 млрд, до $28 млрд. Кризис вынудил правительство принять и отдельные меры по борьбе с коррупцией, в частности ежемесячно стали публиковаться доходы и расходы нефтяного госгиганта National Petroleum Corporation.

Проводят переговоры с МВФ и ВБ и власти Азербайджана. Министр финансов страны Самир Шарифов на прошлой неделе заявил, что страна не нуждается в срочных кредитах, но может запросить кредит через три месяца, полгода или позднее. С международными кредиторами, по его словам, обсуждается либерализация экономики, но переговоры предусматривают возможность запроса финансовой поддержки (предполагается, что кредит может составить до $4 млрд., из них $3 млрд — от МВФ).

Занимать на внешнем рынке тем временем становится все сложнее: в прошлую пятницу агентство Standard & Poor`s лишило Азербайджан инвестиционного рейтинга, снизив кредитную оценку с BBB- до BB+ (со стабильным прогнозом). В агентстве ожидают, что из-за поступлений от нефти (95% экспорта, 40% ВВП) и резкого сжатия потребления в 2016 году экономика страны окажется в рецессии (-1% против +1,1% в 2015 году). Впрочем, одно из основных условий кредиторов в подобных ситуациях — переход на гибкий курс нацвалюты — центральный банк Азербайджана выполнил еще в декабре, что привело к падению маната на 60% (до этого на его поддержку за год было израсходовано более половины резервов).

kommersant.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 22 ноября 2024
Импорт сырой нефти в Китай, по всей вероятности, восстановится в ноябре и достигнет самого высокого уровня за три месяца.
«Газпром нефть» открыла в Кемеровской области современный топливный терминал (Видео)
«Газпром нефть» открыла в Кемеровской области топливный терминал «Кемеровский». Он обеспечит поставку в регион порядка 600 тысяч тонн нефтепродуктов.