Наступление газового гиганта. Почему «Газпром» занял более трети европейского рынка
Как доля «Газпрома» на европейском рынке достигла рекордных 34,7%
«Газпром» в 2017 году нарастил свою долю на рынке Европы с 33% до 34,7%, сообщил заместитель председателя правления компании Александр Медведев на встрече с инвесторами в Нью- Йорке.
«Рыночная доля «Газпрома» продолжает расти. Поставки росли быстрее рынка, доля на рынке Европы в результате увеличилась до рекордных 34,7 процента», — сказал Медведев (цитата по ТАСС). Еще в 2016 году показатель составлял 33,1%. Это рекордный для компании уровень, зарубежные аналитики прогнозируют рост этой доли до 41% к 2035 году.
Объем экспорта «Газпрома» в дальнее зарубежье в 2017 году составил 194,4 млрд кубометров газа — на 8,4% больше, чем в 2016 году.
Рост спроса
Рекорд газового гиганта связан с несколькими факторами, по мнению Алексея Гривача, заместителя директора ФНЭБ по газовым проектам. Из-за увеличения цен на газ и оживления экономики стран Евросоюза растет спрос на газ. «По нашим оценкам, за три года рост спроса составил около 80 млрд кубометров, из которых примерно 30 млрд — рост в 2017 году», — отметил Гривач в разговоре с Forbes. Как пояснил Роман Самсонов, руководитель направления «Газ и Арктика» Энергетического центра бизнес-школы Сколково, практически все ведущие страны — традиционные покупатели — увеличили объемы закупок. Это прежде всего Германия. Прирост в процентом отношении шел даже быстрее роста экспорта.
Повлияла на увеличение спроса также более гибкая ценовая и тарифная политика «Газпрома» по отношению к новым проектам, благодаря которым европейские потребители получат значительные выгоды, уверен Самсонов. При этом активно рекламируемый, прежде всего информационным давлением и внешнеполитическими методами, приход больших объемов сжиженного природного газа из США, явно не составил реальной угрозы замещению российского трубопроводного газа в прошлом и, скорее всего, в этом году. «Тем не менее доступные производственные планы США и других производителей СПГ, на фоне ужесточаемого санкционного режима оказывает более существенное влияние на другую важную составляющую газового бизнеса, а именно доступность удобных инвестиционных финансовых ресурсов, а также регуляторную его часть. Ведь изменение торговых и регуляторных принципов могут принципиально влиять на скорость принятия инвестиционных решений и их реализацию, в том числе из-за необходимости преодоления искусственно создаваемых барьеров», — пояснил Роман Самсонов.
Важнейшим фактором стали погодные условия — аномально холодная зима в 2016-2917 годах в Европе и продолжение этого похолодания.
Сокращение добычи
Еще один серьезный фактор — сокращение собственной добычи газа в Евросоюзе. Некогда крупнейший производитель газа в Евросоюзе — Нидерланды — потеряли 40% добычи за три года. В прошлом году они сократили нетто-экспорт в другие страны Европы на 9 млрд кубометров. Из-за продолжения падения добычи на голландском месторождении Гронинген доля внутренней добычи в энергобалансе снизилась на 2%, до 46%. В ближайшие годы добыча на этом месторождении может быть снижена еще на 10 млрд кубометров в год из-за рисков землетрясений, поэтому импорт газа, вероятно, продолжить расти, добавляет Сергей Пигарев, руководитель Asset Management Club НИУ ВШЭ, главный финансовый аналитик нефтяной компании «Мангазея».
«В конкуренции с другими поставщиками трубопроводного газа и СПГ за эту нишу российский газ оказался весьма успешным, что и позволило упрочить позиции на европейском рынке, несмотря на попытки политизации газового сотрудничества и в целом непростую международную обстановку», — заключает Алексей Гривач.
Благоприятная конъюнктура
Ценовая конъюнктура также складывается в пользу «Газпрома». Рост цен на нефть и увеличение потребления газа наряду со снижением объема добычи в Нидерландах привели к значительному повышению цен на европейском рынке. Среднегодовая цена экспортных поставок в 2017 году выросла на 18%, до $197 за тысячу кубометров газа по сравнению с $167 в 2016 году.
В январе 2018 года цена достигла $224 за тысячу кубов. «Увеличение объемов экспорта и повышение цен пришлось как нельзя кстати. В следующие 2 года «Газпрому» предстоит понести значительные капитальные затраты на строительство трубопроводов («Сила Сибири», «Турецкий поток», «Северный поток-2») и строительство Амурского ГПЗ», — рассуждает Пигарев.
Риски и конкуренты
Мощная позиция «Газпрома» заключается в возможности оперативной и гибкой реакции на сложившиеся внешнеполитические условия и обострении конкуренции на Европейском рынке, а также наличие необходимых запасов, считает Роман Самсонов. Но есть и риски — ухудшение ресурсной базы и ее удаление на Ямал.
«В случае же, если «Газпром» сможет и в дальнейшем сохранить запас по себестоимости своего газа, дополнительно получив возможность маневра с помощью различных рыночных механизмов, включая активное поведение своих трейдеров с СПГ собственного производства или партнеров, желаемый рост присутствия в Европе в объеме до 40% возможен и в дальнейшем, тем более в отдельные сезонные периоды», — заключает Роман Самсонов. Однако для реализации подобных амбиций необходимы серьезные инвестиции в современные технологии и транспортные системы, и снижение издержек управления для более эффективного ведения бизнеса.
Кроме того, конкуренты «Газпрома», зачастую выполняющие роль агрегатора на европейском рынке, не имеют ограничений и давления, которое оказывается на «Газпром» и его партнеров, — им доступен весь спектр современных методов торговли и ведения газового бизнеса.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 5 по 9 февраля 2018.