Можно и нефть добывать, и иметь современную экономику
Как только цена на нефть идет вниз, тут же обязательно появляются прогнозисты, которые обещают десятилетия низких цен. Последний раз такое было в 2008 г. – тогда тоже говорили, что в обозримом будущем цены на нефть не поднимутся. Ну вот теперь то же самое. Аргументы похожие, но, конечно, с поправкой на конъюнктуру момента. Сейчас набор «убойных» тезисов следующий: на рынке нефти устойчивый профицит предложения, сланцевая нефть продолжает свое триумфальное шествие по миру, отрасль собрала гигантские инвестиции, впереди мощный скачок добычи в Иране. Ну и на закуску – нефть скоро будет абсолютно никому не нужна, так как неизбежна эпоха электромобилей. А электричество, естественно, будет сплошь зеленым по происхождению. Вывод понятен: кто все еще добывает нефть, тот тупой.
Но будущее настолько сложная штука, что стоит хотя бы вполуха выслушать и контраргументы – тем более, что их тоже много. Я оставлю в стороне нерыночные факторы в цене – хотя продолжаю считать их доминирующими. Давайте пока разберемся только с предложением и спросом.
Не секрет, что главным драйвером изменений стала добыча сланцевой и другой так называемой нетрадиционной нефти в США. Сегодня на долю США и Канады приходится почти 20% мировой добычи нефти. Говорится о том, что обвал цен на сланцевые проекты не повлияет, так как в США произошла техническая революция и себестоимость добычи сланцевой нефти стала таять на глазах. В 2015 г. в США обвалилось число используемых в нефтяной отрасли буровых установок, но на это призывали не обращать внимание. Дескать, технические чудеса все компенсируют. Все, да не все. И вот даже IEA вынуждена признать серьезные проблемы на флагманских проектах вроде Bakken, Eagle Ford, Niobrara. Суточная добыча начала сокращаться и упала до самого низкого уровня за последние 10 месяцев. Уже не один десяток компаний стоят в очереди на банкротство и лишены доступа к кредитным ресурсам. Сейчас IEA прогнозирует снижение добычи нефти в США на следующий год на 20 млн т. Это, может, не так и много – но это падение. Добыча нетрадиционной нефти очень эластична по цене – потому что там не такие большие капзатраты, зато солидные затраты операционные. Поэтому, как только цены уходят вниз, добыча быстро схлопывается.
Не надо переоценивать и инвестиции в традиционные месторождения. Дело в том, что больших запасов легко извлекаемой нефти в мире уже очень мало – была надежда на Ирак, но он пока не выстрелил в полную силу по политическим соображениям. Венесуэльские, бразильские, мексиканские, иранские проекты не так просты. Обратите внимание на провал недавних конкурсов в Мексике. Все были уверены, что инвесторы не пройдут мимо либерализации добычного режима в этой стране, но цены – вещь упрямая. Нехватка инвестиций ударит, кстати, и по нашей добыче – Минфин продолжает применять к отрасли ножницы различного вида, и даром это не пройдет.
Теперь о спросе. Китай замедлил рост, но ведь не рухнул. В Китае продолжается и урбанизация, и рост реальных доходов населения. Это и есть важнейший драйвер роста спроса на энергоносители. Годовые покупки автомобилей в Китае уже на 40% выше, чем в США. На очереди Индия, про которую забывать не стоит. Очевидно, что бедные страны будут приобретать вовсе не электромобили и не гибриды. Как вы это представляете в Индии, где, по данным международных финансовых структур, 90% людей живут менее чем на $5 в день по ППС?! Как только они будут богатеть – они будут покупать дешевые бензиновые машины. Кстати, в Индии годовые продажи машин уже больше, чем в Британии, и скоро превзойдут Германию. А Бразилия уже Германию обогнала.
Если и будет реальная альтернатива бензину, то это газ. Именно газовое топливо активно распространяется в бедных странах, у которых нет денег на импортную нефть. Ну и в замученном санкциями Иране. В списке крупнейших обладателей автопарка на газомоторном топливе и Китай, и Индия, и Бразилия.
Я прекрасно помню, как 10 лет назад уверяли, что бензин очень скоро будет уничтожен биотопливом. Вот все, что пишут сегодня про электромобили, писали 10 лет назад про машины на биотопливе. Брэнсон летал на самолете на кокосовом топливе. Обещали гигантский рост посевов рапса и других культур. Когда приедете в аэропорт в следующий раз, спросите, на каком топливе они летают – на кокосовом или рапсовом. Ответ вас сильно удивит. Вот сейчас летают имиджевые самолеты на солнечных батареях. Судьба солнечного самолета может быть примерно такой же, как у кокосового.
Возьмем, кстати, суперсовременные США. Потребление бензина выросло на 3% за первое полугодие 2015 г. В США менее 15% генерации электроэнергии приходится на всю возобновляемую энергетику, включая и гидроэнергетику. А быстрее всего растет генерация из газа.
Если перевести все мировое потребление солнечной энергии в нефтяной эквивалент, то выяснится, что оно в 100 раз меньше потребления нефти. Если ветряную – то почти в 30 раз. А еще вспомните про непростую судьбу атомной энергетики и неясную судьбу угля.
Не могут не удивлять расчеты, по которым зеленая энергетика по себестоимости догнала углеводороды. Даже забудем про гигантские бюджетные инвестиции. И вспомним только, что всю эту рентабельность считали при высоких ценах на углеводороды. Пересчитайте лучше при нынешних.
Я очень просил бы не воспринимать мои размышления как призыв к тому, чтобы сидеть на печке и ждать высоких нефтяных цен. Но давайте трезво оценим перспективы нефтегазовой промышленности. Черные нефтяные лебеди еще приплывут. Кстати, за последние 10 лет США увеличили добычу нефти на 70%. В этом году они могут обогнать и нас, и саудитов по годовой добыче. Вот тебе и раз. В США, видимо, никто не читает прогнозов, что нефть скоро никому будет не нужна. Можно и нефть добывать, и иметь современную экономику. Вот к чему нужно стремиться, а не уверять, что нефтяная отрасль скоро умрет.
Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности.