Москва-река горела из-за керосина из трубы Мостранснефтепродукта
В распоряжении “Ъ” оказались данные независимой экспертизы, из которых следует, что загоревшееся 12 августа пятно на Москве-реке состояло из керосина. Причем по составу топливо совпадает с тем, что содержалось в трубах «Мостранснефтепродукта» — структуры «Транснефти». Столичные чиновники настаивают на том, что это был бензин, прокуратура называет вещество мазутом. В «Транснефти» какую-либо причастность к инциденту отрицают. Кто поджег горючую смесь, остается неясным: по версии МЧС, это могли сделать по неосторожности шашлычники, в «Транснефти» не исключают и умышленный поджог из хулиганских соображений.
В распоряжении “Ъ” оказались данные, полученные экспертами ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» в ходе исследования масляного пятна на Москве-реке в столичном районе Марьино. Напомним, 12 августа оно загорелось по не установленным пока причинам, что стало причиной масштабного пожара. В результате инцидента пострадали три человека, в том числе ребенок, сегодня утром один из пострадавших скончался в больнице. Сгорели 161 дерево, 7 кустарников и травяной покров на площади 3,5 тыс. кв. м. Суммарный вред составил 67,7 млн руб.
Эксперты ФБУ взяли пробу воды 12 августа в месте розлива нефтепродуктов: в самом пятне (концентрация нефтепродуктов была в 380 раз выше нормативной), выше (в 43 раза выше) и ниже по течению (в 176 раз выше). Проверялись плотность, содержание серы, кинематическая вязкость, температура вспышки, определялся фракционный состав, проводился хроматографический анализ вещества. По плотности определить состав вещества экспертам не удалось. По количеству серы (229 мг/кг), кинематической вязкости (1,085 кв. мм/с) и температуре вспышки (47,5°С) эксперты приходят к выводу, что загоревшееся топливо ближе к керосину, чем к солярке или бензину. К примеру, нормативная вязкость бензина — 0,59 кв. мм/с, то есть почти вдвое меньше, чем у исследованного вещества. Кроме того, образец явно содержит более легколетучие фракции, чем дизельное топливо. Кроме того, эксперты взяли пробы из трубопровода АО «Мостранснефтепродукт» (структура «Транснефти»), расположенного в непосредственной близости от места розлива: характеристики керосинов совпадают.
Тем временем накануне руководитель департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы Павел Ливинский высказал другую версию: загоревшееся пятно состояло из бензина. «Рабочая группа пришла к выводу, что причиной аварии стало повреждение на трубопроводе диаметром 350 мм, который проходит по дну Москвы-реки и по которому перекачивается автомобильный бензин»,— передает «Интерфакс» слова господина Ливинского. Прокуратура Москвы загоревшееся вещество называет «мазутом».
Версию о причастности «Мостранснефтепродукта» к розливу высказывал ранее и заместитель мэра Москвы Петр Бирюков. По его словам, это установила комиссия с участием представителей компании, МЧС, Ростехнадзора и Росприроднадзора. Была осмотрена насосоперекачивающая станция: из шести ниток, перекачивающих топливо на московский НПЗ, в двух давление было около 1 атмосферы вместо 4,9–6, что свидетельствует о разгерметизации. «Мостранснефтепродукт» накануне даже просил нефтезавод остановить перекачку, заявил господин Бирюков.
В компании «Транснефть» какую-либо причастность к происшествию отрицают, утверждая, что ни один из трубопроводов не был разгерметизирован. После аварии компания осмотрела трубы и не нашла повреждений, при этом дополнительно их опрессовала перед восстановлением прокачки. «Если бы у нас был разрыв, мы не смогли бы так быстро восстановить прокачку»,— отмечают в «Транснефти». Сотрудники компании также проверяли пробы: горевшие 12 августа нефтепродукты не соответствуют топливу, которое прокачивается по трубам, при этом оно напоминает по составу топливо, найденное на выходе из дождевого коллектора недалеко от пожара. Более того, в мае около МНПЗ производилось бурение небольших скважин — в некоторых из них были обнаружены нефтепродукты, которые не совпадают по составу с тем, что транспортируется на завод и с него. Это, по мнению компании, говорит в пользу еще одной версии: нефтепродукты накапливались годами около коллекторов «Мосводостока», однако Петр Бирюков и Павел Ливинский эту версию отрицают. Эксперты Центра лабораторного анализа и технических измерений эту версию отрицают. Как следует из имеющихся у “Ъ” документов, коллектор находится ниже по течению после трубопровода, там действительно найдены нефтепродукты, но они другого состава, кроме того, их концентрация гораздо меньше, чем была в загоревшемся пятне.
До конца непонятным также остается, как пятно загорелось. Следственный отдел ГСУ СК РФ по г. Москве уже завел уголовное дело по ст. 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ), виновный может быть оштрафован на 120 тыс. руб. или лишен свободы на срок до пяти лет. В ГУ МЧС по Москве заявляли, что причиной стало «неосторожное обращение с огнем при термическом приготовлении пищи». «Может быть, это хулиганство. То есть жарко, люди решили развлечься»,— заявлял ранее пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин. Он пояснил, что для получения такого пожара достаточно вылить на поверхность воды бочку нефтепродуктов.
В департаменте природопользования Москвы «Ъ» рассказали, что итоги экспертизы ФБУ будут направлены представителям комиссии по расследованию обстоятельств пожара и в следственные органы. В мэрии обещали установить обстоятельства пожара и найти виновников еще до 20 августа.