Отказ от доллара: почему медлит Европа
Дедолларизация в России и мире действительно продолжается, констатируют эксперты. Это заметно, в частности, по тому, как страны продолжают сокращать свои резервы в долларах.
Согласно статистике МВФ, доля доллара в них сократилась до минимального уровня с 2013 года – это $6,79 трлн или 61,63% от всех объемов резервов.
Российский Центробанк только за последний год почти в два раза сократил долю доллара в структуре резервов — до 23,6% по состоянию на 31 марта 2019 года, против 43,7% годом ранее, одновременно нарастив долю юаня, евро и золота.
Так, «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз» начали перестраховывать себя от возможных рисков из-за санкционной политики Соединенных штатов Америки и ввели изменения в экспортные контракты с возможностью оплаты в евро, сообщало агентство Reuters. В мае 2018 года Евросоюз перешел на расчеты в евро за нефтепродукты, поставляемые из Ирана.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за пять лет, которые наша страна живет под санкциями со стороны США, доля евро в расчетах нашей страны с ее торговыми партнерами выросла — с 18,1% до 34,3%.
Вообще уйти от доллара в пользу других валют и евро, крайне сложно, так как самый главный мировой товар — нефть — котируется именно в нем.
Чересчур активная дедолларизация не выгодна самой Европе.
ЕС остается одним из крупнейших импортеров энергоносителей, за которые союз расплачивается в основном долларами. И пока не будет создан достаточно ликвидный нефтяной бенчмарк, номинированный в евро, оплата за нефтяные поставки евро будет связана с повышенным валютным риском.