Минэнерго предлагает вернуться к формульному ценообразованию на топливо исходя из уровня нетбэка
Для стабилизации уровня цен на рынке нефтепродуктов глава Минэнерго Сергей Шматко вступает за разработку системного решения по регулированию нетбэков (чистая выручка от продажи нефтепродуктов за вычетом пошлин и транспортных расходов). По его мнению, необходимо найти некое системное решение на будущее, чтобы находить «гибкие возможности реагировать на изменения конъюнктуры нетбэков».
Идея Минэнерго о регулировании нетбэков не нова. Ранее ФАС предлагала использовать формулу цены на нефтепродукты, в частности к нетбэку применять дифференциал (премия для реализации топлива на внутреннем рынке). Но разработка формулы затянулась, и согласованной позиции между чиновниками и компаниями выработать не удалось.
Предложение Минэнерго и ФАС о введении плавающих акцизов на топливо, похоже, тоже не будет реализовано. Сергей Шматко сообщил, что «в последнее время сама актуальность этой темы, в том числе с плавающими акцизами, чуть-чуть угасла». «Так как цены на мировом рынке упали, то такой жесткой диспропорции, которая была раньше по уровню экспортных доходов, у нас нет», — отметил он.
Согласно предложению чиновников, ставки акцизов должны колебаться для бензина на 0,7 руб. и дизтоплива на 0,77 руб., в зависимости от мировых цен на нефть и прогнозных значений Минэкономразвития. Бензин АИ‑92 стоил бы на 1,5 руб. дешевле, если бы этот порядок расчета применялся в текущих рыночных условиях. Систему плавающих акцизов поддерживали нефтяники, но против выступали Минфин и Минэкономразвития, пишет RBC daily.
Компании считают, что государство должно уже наконец определить правила игры на топливном рынке.
Мировые цены и растут, и падают. Они припали – наши чиновники смотрят на netback. Повысились – обдумывают плавающий акциз. Это не системность, а метание из стороны в сторону в попытках сдержать внутренние цены.