Миллионы баррелей иранской нефти скопились в портах Китая
В китайских портах танкеры выгружают миллионы баррелей иранской нефти в резервуары для хранения, создавая запасы сырой нефти для крупнейшего в мире покупателя. Через два с половиной месяца после того, как Белый дом запретил покупку иранской нефти, нефть все еще продолжает отправляться в Китай, где помещается в так называемое «таможенное хранилище», сообщают работники, занимающиеся торговыми операциями в китайских портах. Иранская нефть не пересекает местную таможню; не появляется в данных об импорте страны и не нарушает санкции. И пока она не используется во благо, ее присутствие нависает над рынком.
Запасы иранской нефти могут снизить мировые цены, если китайские нефтепереработчики решат использовать ее; даже если на данный момент Организация стран-экспортеров нефти и ее союзники ограничивают добычу на фоне замедления роста в основных экономиках. Ограничение добычи нефти также позволяет Ирану продолжать качать и продвигать свою нефть ближе к потенциальным покупателям.
«Иранская нефть поставляется в китайские таможенные хранилища уже в течение нескольких месяцев и продолжает поступать, несмотря на усиление контроля,» — сообщила Рэйчел Ю, аналитик консалтингового агентства FGE в Сингапуре. «Мы можем проанализировать, почему производитель хотел бы успешно заключить сделку. Например, потому что наращивание поставок вблизи ключевых покупателей явно выгодно продавцу, особенно если санкции в какой-то момент ослабляются.»
Данные агентства Bloomberg по отслеживанию судов показывают, что гораздо больше иранской нефти может быть направлено в китайские таможенные хранилища. По меньшей мере десять очень крупных перевозчиков нефти и два танкера меньшего размера, принадлежащие государственной национальной иранской нефтяной компании и ее судоходному подразделению, в настоящее время направляются в Китай или простаивают у его берегов. Общая пропускная способность судов составляет более 20 миллионов баррелей.
По словам людей, основная часть иранской нефти в китайских резервуарах по-прежнему принадлежит Тегерану и поэтому не нарушает санкций. Нефть не пересекла китайскую таможню, поэтому теоретически она находится в пути.
Однако часть нефти принадлежит китайским компаниям, которые, возможно, получили ее в рамках схем «нефть в обмен на инвестиции». Например, китайская нефтяная компания могла бы помочь финансировать производственный проект в Иране в рамках соглашения, подлежащего погашению нефтью. По словам людей, неясно, является ли такая сделка нарушением санкций, и поэтому китайские компании держат иранскую нефть на таможенном хранении, чтобы избежать официального досмотра, который нужно будет пройти, при регистрации на таможне.
На запрос, отправленный по факсу в Главное таможенное управление Китая никто не ответил.
Отсутствие ясности
Вашингтону еще предстоит решить вопрос о накоплении иранской нефти в китайских хранилищах. 2 мая Белый Дом отменил санкции, разрешив некоторым странам заниматься импортом иранской нефти.
В настоящее время не существует каких-либо исключений, выдаваемых какой-либо стране в отношении импорта иранской нефти, и любая страна, которая, импортирует грузы от производителя в Персидском заливе, будет нарушать санкции, по словам высокопоставленного представителя администрации Трампа, который предпочел оставаться в тени, потому что не был уполномочен публично говорить об этом.
«США теперь нужно будет решить, каким образом они будут определять нарушение санкций», — сообщила Михал Мейдан, директор китайской энергетической программы в Оксфордском институте энергетических исследований. Неясно, будет ли США рассматривать «финансовые операции или погрузку и разгрузку грузов компанией или организацией», — сказала она.
По данным отслеживания судов, с января по май Китай получил около 12 миллионов тонн иранской нефти против примерно 10 миллионов, которые прошли таможенное оформление за этот период. Расхождение может быть связано с поступлением нефти на таможенное хранение.
Один из иранских танкеров, который, по-видимому, погрузил нефть после того, как закончились санкции со стороны США, — является самым крупным перевозчиком нефти. Он выгрузился в Тяньцзине в начале июля после отплытия с Ближнего Востока, где данные отслеживания судов показали, что танкер прибыл на иранский остров Харк 4 мая.
Несколько других иранских танкеров выгрузились в Китае или направлялись туда, согласно данным отслеживания судов. Танкер VLCC разгрузился в Тяньцзине 19 июня, в то время как Amber, Salina и C. Infinity выгрузили сырую нефть в портах Хуандао, Цзиньчжоу и Нинбо. Танкеры Snow, Sevin и Maria III в последний раз были замечены плывущими в направлении Китая.
Размещение сырой нефти в связанных резервуарах в Китае также означает, что Иран может избежать необходимости пришвартовывания своего танкерного флота, храня нефть в море несколько месяцев подряд. Исламская республика использовала плавучие хранилища в 2012-2016 годах и снова в 2018 году, поскольку покупатели избегали ее нефти из-за введенных США торговых ограничений.
По мнению американского инвестиционного банка Merrill Lynch, если иранская нефть покинет таможенные хранилища и окажется на рынке, цены на нефть могут резко измениться. С конца апреля до середины июня марка нефти West Texas Intermediate упала более чем на 20%, поскольку торговая война между США и Китаем усилилась. С тех пор West Texas восстановила потери, частично в результате роста напряженности отношений между Вашингтоном и Тегераном, и продается около $56 за баррель.
«Дальнейшее увеличение тарифов США на китайские товары может привести к замедлению глобального экономического роста и стимулировать сотрудничество между Ираном и Китаем,» — отметил банк Америки Merrill Lynch в июньской новостной ленте. «Если китайские нефтепереработчики начнут закупать иранскую нефть в больших объемах на постоянной основе, из-за роста тарифов США, WTI может упасть до $40 за баррель.»
Четыре иранских сухогруза не могут покинуть Бразилию из-за санкций