Марафон нынешней осени.
Рынок нефти на последней неделе августа продолжал оставаться в узком ценовом коридоре 112-122 долларов за баррель. Мы по-прежнему считаем, что после резкого снижения котировок в июле-августе рынок вошел в фазу консолидации (см. статью http://www.eoil.ru/news/28358), нижняя граница которой в диапазоне 110-112 долларов за баррель уже обозначена рынком. Однако, стоит иметь ввиду, что если цены будут оставаться в зоне 110-122 долларов за баррель еще две-три недели, то вероятность пробития сильной зоны 110-112 значительно повысится. В таком случае параметры ценового коридора будут пересмотрены.
Итак, в перспективе месяца базовый сценарий следующий: торговля в диапазоне 110-132 доллара за баррель, с возможными краткосрочными выходами из этого ценового коридора.
А вот базовый сценарий на срок до ноября-декабря предполагает дальнейшее снижение цен нефтяных фьючерсов до уровня поддержки в 97-100 долларов за баррель (см. статью http://www.eoil.ru/news/27840).
В перспективе более полугода (январь-март) ценовой ориентир прежний — 80 долларов за баррель.
Стоимость дизельного топлива уже к концу августа значительно снизилась, и приобрести продукт на Уфимской группе НПЗ по цене 19200-19500 рублей за тонну не представлялось большой сложности. На электронной торговой площадке портала eOil.ru «Русская Нефтяная Группа» и «Комплекс-ойл» предлагали топливо по цене 19600 рублей за тонну.
Вслед за независимыми предприятиями снижение стоимости нефтепродуктов произошло и на нефтеперерабатывающих предприятиях, подконтрольных Вертикально Интегрированным Нефтяным Компаниям (ВИНКам). Так, на электронной торговой площадке www.gn.eoil.ru, «Газпром-нефть» снизила стоимость топлива на Омском НПЗ до 20800 рублей за тонну, а на Московском и Ярославском предприятиях стоимость в 21500 рублей за тонну оказалась воспринята участниками рынка как завышенная и только необходимость ресурса и надежность поставщика позволила реализовать часть объемов по этой стоимости с Московского НПЗ.
На Володарской ЛПДС оптовые цены на нефтепродукты в августе снизились соответственно:
— дизельное топливо с 25400 до 22000 р/тн.(13%);
— бензин Аи-80 с 24500 до 21500 р/тн(12%);
— бензин Аи-92 с 25800 до 23000 р/тн(11%);
— бензин марки Аи-95 практически не изменился в цене и стался на уровне 29600-30000 р/тн.
«Лукойл» и «Роснефть» демонстрирует завидное изменение отпускных цен со своих предприятий в сторону снижения и, как следствие, стоит отметить стоимость летнего дизельного топлива в диапазоне 21000-22000 рублей за тонну в зависимости от региона.
Экспортная альтернатива по дизельному топливу на конец августа составила 18600-18800 рублей за тонну, что свидетельствует о дальнейшем процессе выравнивания внутренних и экспортных цен на нефтепродукты.
Очень сложная ситуация сложилась с отгрузками топлива с нефтеперерабатывающих предприятий и прежде всего это касается отгрузок железнодорожным транспортом. Отгрузить продукцию с Уфимских предприятий можно только приложив, поистине, героические усилия и невообразимое терпение. Порой ожидание подвижного состава может затянуться на срок более месяца. Как следствие — это позволило реализовывать продукцию с других предприятий по более высокой стоимости, как минимум на 10% выше стоимости, предлагаемой с предприятий Уфимской группы НПЗ.
Индексы eOil.ru наглядно демонстрируют изменение Fair Value за последний месяц по дизельному топливу.
Безусловно, для трейдеров, вхождение в осень не будет настолько болезненным, так как нет уже такого внушительного перекоса цен на нефть и экспортной пошлины по сравнению с началом августа. Напомним, что с 1 августа пошлина возросла до рекордных 495,9 долларов за тонну, в то время как мировые цены стремительно снизились со 147 до 115 долларов за баррель. Сегодня цены на нефть с поставкой в сентябре держатся в диапазоне 6500-7000 рублей за тонну, и при экспортной альтернативе в 6200 рублей за тонну, по-прежнему, видна привлекательность отправить ее на переработку внутри страны.
Как сообщил заместитель начальника отдела таможенных платежей департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Александр Сакович, средняя цена мониторинга за июль-август 2008 года ориентировочно составит 121,24 доллара за баррель. Таким образом, экспортная пошлина на нефть с 1 октября 2008 года может составить около 485,8 долларов за тонну, по данным портала eOil.ru экспортная пошлина может опуститься до 481 доллара за тонну.
Соответственно экспортная пошлина на светлые нефтепродукты составит 339,6 долларов за тонну, а экспортная пошлина на темные нефтепродукты — 183 долларов за тонну. Это совсем не значительное снижение экспортных пошлин (на 6,8 и 3,6 долларов за тонну соответственно) при соответствующей стабильности или снижения стоимости нефти на мировых рынках позволит нынешней осенью снизить и зафиксировать стоимость нефтепродуктов на внутреннем рынке.
В розничном секторе цена на нефтепродукты не спешит последовать динамике оптовых цен, и только Вертикально Интегрированные Нефтяные Компании в последней декаде августа начали снижение стоимости топлива на собственных АЗС. О дальнейшем снижении стоимости бензина на своих заправках в сентябре уже заявили «Лукойл» и «Роснефть». Это дает основание предполагать, что ситуация весны 2007 года, когда оптовые цены снизились, а розничные нет, не повторится.
По данным Росстата, на конец августа средние потребительские цены по стране на автомобильный бензин и дизельное топливо составили: 23,35 рублей за литр и 25,38 рублей за литр соответственно.
Существенная разница между оптовыми и розничными ценами сохраняется на автомобильный бензин марки Аи-92 и составляет порядка 43% и на летнее дизельное топливо — 55%, что дает основание полагать о скорой корректировке цен на автозаправочных станциях.