Малаккский пролив — ключевой пункт транспортировки нефти между Индийским и Тихим океанами
Одна треть из 61% всей мировой нефти и других жидких продуктов, которые транспортировались по морским путям в 2015 году, проходили через Малаккский пролив, второй по величине в мире, после Ормузского пролива. Объем нефти и других нефтепродуктов, проходящий через Малаккский пролив, увеличился четвертый раз в 2016 году, за последние пять лет, достигнув 16 млн. баррелей в день (б/д).
Малаккский пролив, который протекает между Индонезией, Малайзией и Сингапуром, соединяет Индийский океан с Тихим океаном через Южно-Китайское море. Это самый короткий морской путь между поставщиками Персидского залива и основными азиатскими рынками.
Рисунок 1: Транспортировка сырой нефти и нефтепродуктов через Малаккский пролив.
Поставки нефти через Малаккский пролив предназначены для Китая и Индонезии, двух быстрорастущих экономик мира. Малаккский пролив является основным в Азии, и в последние годы 90% от общих потоков через этот пролив, составляла сырая нефть. Также Малаккский пролив является важным транзитным маршрутом для сжиженного природного газа (СПГ) из Персидского залива и африканских поставщиков, в частности Катара, в страны Восточной Азии, имеющие растущий спрос на СПГ. Крупнейшими импортерами СПГ в данном регионе являются Япония и Южная Корея.
Рисунок 2: Морские транспортные пути Индийского и Тихого океанов.
В самом узком месте Малаккский пролив имеет ширину всего 1,7 мили, создавая естественное узкое место с потенциалом для столкновений или разливов нефти. По данным Центра отчетности о пиратстве Международного морского бюро, пиратство, включая попытки кражи и угона, представляет угрозу для танкеров в Малаккском проливе.
Если Малаккский пролив будет закрыт, потребуется перенаправить почти половину мировых морских поставок вокруг индонезийского архипелага, например, через Ломбокский пролив между индонезийскими островами Бали и Ломбок или через Зондский пролив между индонезийскими островами Ява и Суматра. Изменение маршрута ограничит возможности мировых поставок, увеличит их стоимость и потенциально повлияет на цены энергоносителей.
Было выдвинуто несколько предложений об увеличении вариантов обхода и уменьшении количества танкеров через Малаккский пролив. В частности, Китай и Мьянма (Бирма) ввели в эксплуатацию газопровод Мьянма-Китай в 2013 году, который простирается от портов Мьянмы в Бенгальском заливе до провинции Юньнань в Китае. Нефтяная часть трубопровода была завершена в августе 2014 года, и теперь он работает на полную мощность.