Латвии грозит экологическая катастрофа!
Неисправность двигателя на кипрском сухогрузе Golden Sky поставила Латвию под угрозу экологической катастрофы. С судна, севшего на мель у берегов Вентспилса, ежедневно в море вытекают нефтепродукты, точное количество и состав которых определить пока невозможно.
Однако, по мнению специалистов, основная угроза для окружающей среды исходит не от мазута, а от калийных удобрений — 25 тыс. тонн химикатов до сих пор находятся в трюмах Golden Sky. В случае их попадания в наши воды Латвия рискует лишиться рыбы и других морепродуктов. А начало спасательных работ откладывается уже третий день — приступить к эвакуации судна не позволяют погодные условия.
Судно, вышедшее из Вентспилсского порта 14 декабря под флагом Кипра, направлялось в Индию. На борту у него было 446 тонн мазута, 45 тонн дизельного топлива и 25 тыс. тонн минеральных удобрений. Однако из-за неисправности двигателя и плохих погодных условий капитан принял решение вернуться в порт. Произошло это через 7 часов после начала злосчастного путешествия. Однако дойти до Вентспилса команде не удалось — сильный ветер посадил судно на мель, где оно находится уже больше недели.
На данный момент не совсем ясны причины инцидента. Согласно первоначальной информации, полученной на следующий день после аварии, виной всему оказались погодные условия — несмотря на то, что судно стояло на двух якорях, сильный ветер отнес его на мель. Потом появилась информация о неисправности двигателя — якобы именно она послужила причиной возвращения сухогруза в порт. Теперь же оказывается, что стоял корабль на одном якоре, да еще и непозволительно близко к берегу.
Как рассказала глава Вентспилсского сектора Управления морских и внутренних вод Государственной службы среды Дайна Наумова, сейчас появилась информация о возможной заправке судна некачественным топливом, которое и привело к поломке, ставшей причиной аварии. На данный момент отделение расследования аварий Латвийской морской администрации выясняет причины инцидента.
Но каковы бы ни были причины, последствия аварии для латвийской стороны могут быть весьма плачевными. Главная проблема в том, что находящиеся на борту мазут, дизельное топливо и калийная соль в любой момент могут оказаться в Балтийском море — уже сейчас в воду попал мазут. Предотвратить беду могут немедленные спасательные работы по откачке мазута и транспортировке судна на берег.
Однако погодные условия не позволяют спасателям даже приблизиться к кораблю. Как сообщалось ранее, хозяева судна готовы взять на себя всю материальную ответственность за загрязнение вод Балтийского моря. Что касается членов экипажа, то большинство из них отбыли на родину, а несколько человек до сих пор находятся в Вентспилсе.
По словам Дайны Наумовой, катастрофы пока нет. «Те нефтепродукты, которые вытекли из судна, ушли далеко в море, а новых утечек в воскресенье мы не наблюдали, — говорит она. — К тому же мы пока не нашли ни мертвой рыбы, ни мертвых птиц. Рыбаки тоже не жаловались.
Они, правда, в море пока не выходили, но по берегу периодически прогуливаются». По словам Наумовой, прибывшие из-за рубежа специалисты ежедневно обследуют пляжи и консультируются с местными жителями. Причин для беспокойства они тоже пока не обнаружили.
Однако, по словам совладельца AO Ventbunkers Олега Степанова, «основная угроза исходит не от мазута, который в застывшем состоянии вытечь из сухогруза не может. Опасность — в химикатах, которые вполне могут оказаться в наших водах.
В случае попадания хлористого калия в Балтийское море у нас вымрет вся рыба. А если на море поднимется большой шторм, то судно вообще положит на бок, и все его содержимое окажется в Балтийском море. Если предположить повышение температуры, то мазут тоже может растаять и попасть в открытое море».