Крупным компаниям предлагают розничную монополию в обмен на доступ к НПЗ

ФАС не возражает против практической монополизации розничного рынка моторного топлива при условии, что независимые производители нефти получат гарантированный доступ к мощностям нефтеперерабатывающих заводов.
Такой вывод следует из заявления заместителя главы Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина о новых инициативах по регулированию топливного рынка. Правительство возвращается ко все более старым идеям госрегулирования: инициатива по принудительному допуску мелких нефтяников на НПЗ крупных компаний впервые выдвигалась еще в 2001 г., и тогда у нее было больше шансов на реализацию.
Федеральная антимонопольная служба на следующей неделе внесет в правительство проект закона «Об обороте нефти и нефтепродуктов». Об этом заявил заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин, уточнив, что законопроект еще не согласован Минэнерго и к нему есть претензии у Минэкономики. По словам господина Голомолзина, законопроект предполагает запрет на развитие сетей АЗС вертикально интегрированных компаний, если их доля на региональном рынке превышает 35-50% — в зависимости от конкретного региона.
Напомним, что предложение ограничить развитие сетей АЗС ВИНК в тех регионах, где их доля превышает 35%, было обнародовано ФАС еще в 2009 г. Законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов» был предложен ФАС в марте 2011 г. в одном пакете с законопроектом «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ».
Предполагалось, что законопроекты станут альтернативой разработанному в Минэнерго законопроекту «О нефти». Однако в проекте ФАС, речь шла уже о запрете расширения сетей АЗС, если доля ВИНК в регионе превышает 25%, то есть норма ужесточена. Судя по заявлению господина Голомолзина, теперь ФАС смягчила требования к монополистам. Если при пороге 25% рынка практически во всех регионах крупные компании лишались права расширять сети, то при пороге 35% рынка ограничения на расширение сетей почувствуют компании примерно в половине регионов. И лишь в трети субъектов федерации доля монополистов на розничном рынке превышает 50% — пороговую величину в последней редакции законопроекта.
Платой за смягчение отношения к монополизации розничного рынка моторного топлива стало требование ФАС предоставить гарантии доступа независимым производителям нефти к мощностям НПЗ. Напомним, что на прошлой неделе Минэнерго предложило вернуться к идее вице-премьера Игоря Сечина о выделении независимым производителям нефти отдельного НПЗ. Правда, если Игорь Сечин в 2008 г. предлагал построить новый завод, Минэнерго предложило приобрести один из имеющихся, пишет КоммерсантЪ. ФАС же реанимирует более старую идею, предлагавшуюся независимыми производителями еще в 2001 г.,- обязать ВИНК выделить на своих НПЗ специальные квоты для независимых производителей нефти. «Мы делаем встречное предложение, чтобы ВИНК на своих НПЗ гарантированно предоставляли часть переработки независимым участникам рынка»,- заявил господин Голомолзин, уточнив, что квота «может быть порядка 15% от их мощностей».
Эта идея вряд ли может быть реализована в ближайшее время. Если в 2000 г. доля независимых производителей действительно составляла более 10% добычи, то сегодня доля независимых производителей, по оценке ассоциации малых нефтяных компаний «Ассо-нефть», не превышает 3%, да и то некоторые производители могут считаться «независимыми» лишь условно. «Мы очень рады, что ФАС озаботилась проблемой доступа независимых компаний к внутреннему рынку»,- заявила глава «Ассо-нефти» Елена Корзун.
При этом все попытки нефтяников добиться налоговых льгот для малых месторождений не увенчались успехом. «В марте 2011 года в Госдуму была внесена поправка, предполагающая льготы по НДПИ для мелких месторождений. Ее приняли в первом чтении, и с тех пор она лежит без движения»,- посетовала глава ассоциации, отметив, что при такой поддержке независимого сегмента рынка воспользоваться предложенными ФАС квотами смогут немногие. Кроме того, в «Ассо-нефти» напомнили: предыдущая попытка выделить квоты на НПЗ ВИНК закончилась тем, что крупные компании установили запредельную стоимость процессинга нефти: чтобы эффективно реализовать предложения ФАС, потребуется удерживать стоимость процессинга на том же уровне, что и для нефти собственников завода. А это возвращает предложения ФАС по квотам к проекту Минэнерго, предлагающему независимым производителям отдельный НПЗ с регулируемыми государством тарифами на процессинг.
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
2 комментария
  1. Такую идею я высказывал в комментариях пару дней назад. Услышали? :)

  2. Сначала уничтожили давальческую схему, при которой на завод допускались независимые производители, теперь хотят ее заново возрадить!!! Вывод: решение о ликвидации схемы при которой на НПЗ допускались независимые производители, принималось под давлением и при активном лоббировании ВИНКОВ, теперь, когда рынок производства нефтепродуктов монополизирован, обратно отдавать эту монополию ни кто не хочет, и вряд ли произойдет возврат к той схеме. Компании владельцы НПЗ, даже при принятии законов, позволяющих заходить независимыим компаниям со своим сырьем на завод, будут всячески препятствовать этому.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
WSJ: американский бизнесмен хочет купить подорванный «Северный поток — 2» (Видео)
Возможность купить «Северный поток-2» может появится в случае банкротства его оператора Nord Stream 2 AG.
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»