Контрабанда топлива выгоднее торговли наркотиками
«До 2011 г. в Иране будут введены международные цены на бензин. Соответствующе решение уже принято Собранием исламского совета ИРИ (меджлисом). Это решение предполагает полное прекращение государственных дотаций на все виды топлива», — сообщил исполняющий обязанности министра внутренних дел Ирана сейед Мехди Хашеми.
В настоящее время правительство Ирана ежегодно тратит несколько миллиардов долл. США в качестве государственных дотаций, чтобы обеспечить низкие внутренние цены на бензин, дизельное и печное топливо (мазут) и сжиженный нефтяной газ (пропан/бутан).
В этом году согласованные с меджлисом государственные дотации на закупку бензина составляют 3 млрд. долл. США, что явно мало, т.к. курс доллара упал, а международные цены на нефть и, соответственно, бензин значительно выросли.
Ранее сообщалось, что ещё несколько лет тому назад правительство ИРИ выделяло дотации на закупку парафина и нефтяного битума, что приводило к массовой контрабанде этих товаров в соседние страны. Теперь официальный экспорт этих товаров по международным ценам приносит большие доходы в государственный бюджет страны.
В настоящее время продолжается массовая контрабанда иранского топлива (прежде всего, дизельного топлива) в Афганистан, Пакистан, Турцию и Ирак. Для многих жителей иранских приграничных районов контрабанда иранского топлива и дотационных продуктов питания является основной и единственной работой. При поступлении крупных партий контрабандного иранского топлива в западные провинции Пакистана (из Афганистана) местные государственные заправочные станции просто закрываются, т.к. контрабандное топливо продаётся гораздо дешевле местного государственного топлива. Турецкие курды уже отказываются от операций с наркотиками, т.к. гораздо выгоднее контрабандным путём большегрузными автоцистернами ввозить в страну иранское дизельное топливо.
Такое положение очень выгодно многим государственным чиновникам и представителям иранских правоохранительных органов, которые за крупные взятки закрывают глаза на явные нарушения при распределении лимитов на топливо и эту контрабанду. Например, невозможно точно определить среднесуточные объёмы потребления бензина и дизельного топлива в Тегеране и других крупных иранских городах, т.к. государственные и муниципальные органы дают противоречивые данные.
В результате, в Иране при сравнительно низких размерах государственной заработной платы резко вырос спрос на элитное жильё и дорогие импортные иномарки. В приграничных районах даже не хватает цемента для выполнения государственных строительных программ. Основная часть производимого в стране цемента, а это десятки миллионов тонн, идёт на строительство частного жилья. Об этом сообщает Iran news.