Китай зарабатывает на перепродаже СПГ в Европу
-
Китай сокращает закупку сжиженного метана, что ставит под угрозу множество проектов по сжижению газа по всему миру.
Импорт СПГ в Поднебесную в этом году может упасть впервые с 2022 года, согласно данным BloombergNEF. Хотя поможет ЕС заполнить свои подземные хранилища, однако устойчивое падение спроса на голубое топливо в Китае грозит переизбытком сжиженного метана в конце этого десятилетия, когда в эксплуатацию выйдут новые проекты.
Аналитик Даниэла Ли сообщила, что прогноз китайского импорта СПГ в этом году снижен до 74,89 млн т. Это примерно на 11 млн т меньше предыдущего прогноза и ниже объема импорта в 2024 году. Кроме того, за первые два месяца 2025 года уже фиксируется падение импорта до семилетнего минимума. В качестве причин пересмотра Ли назвала более мягкую погоду в первом квартале, расширение сухопутных поставок из Казахстана, а также влияние американских пошлин на экономику.
Однако многие компании, включая Shell, делают ставку на то, что торговля сжиженным метаном будет приносить прибыль в течение многих лет. Но сомнения относительно роли Китая растут. Китайский спрос стал уязвимым из-за более дешевых альтернатив, от угля и ВИЭ до газа, производимого внутри страны или поставляемого по трубопроводам из России и Центральной Азии.
Другие компании также пересматривают свои прогнозы в сторону понижения для Китая. ICIS ожидает импорт в этом году на уровне 81 млн т, что на 2 млн т меньше более раннего прогноза.
При этом китайские покупатели перенаправляют поставки законтрактованного СПГ в Европу, чтобы воспользоваться более высокими ценами там, говорит аналитик консалтинговой компании Юанда Ван. Однако ожидается, что китайский рынок должен восстановиться в ближайшие месяцы, если жаркое лето увеличит потребность в кондиционировании, а также сократится выработка гидроэлектроэнергии. Другие поддерживающие факторы — это перевод китайской тяжелой автотехники на СПГ, а также рост общего потребления метана в стране.
«НиК» отмечает, что Китай действительно перенаправляет партии СПГ в Европу, но это газ американского происхождения, а на его ввоз власти КНР ввели пошлины в ответ на повышение импортных пошлин Трампом.
Что же до долгосрочных перспектив, то на газ переходит грузовой транспорт Китая, а власти собираются развивать нефте- и газохимию, чтобы нивелировать падение цен на энергоносители на мировых рынках. Так или иначе природный газ, в том числе сжиженный, китайской экономике еще понадобится.
Прогноз биржевых цен на 27 марта 2025