Китай строит нефтеюань
Впервые, информация о серьезных планах Китая создать у себя центр нефтяного ценообразования просочилась в американские СМИ в 2012 году. Слухи об этих планах ходили и раньше, но три года назад они начали оформляться в более-менее конкретный план действий. Еще три года потребовалось Компартии КНР на то чтобы выбрать один из двух возможных вариантов атаки на американскую гегемонию в плане биржевой торговли нефтью. Несколько дней назад решение было принято и озвучено в СМИ.
С китайской точки зрения, существующая структура биржевой торговли нефтью имеет несколько очень неприятных изъянов, но как известно, «то, что для Китая — баг, для США — фича».
Проблема номер 1: Главный мировой механизм образования цен на нефть намертво привязан к американской товарной бирже NYMEX, к местечку Кушинг (штат Оклахома) и к сорту нефти West Texas Intermediate более известному как Лайт Свит. В результате получается ситуация, когда цена на нефть, которая импортируется Китаем определяется рыночной конъюнктурой в совершенно другом месте земного шара и вообще это цена на другой сорт нефти чем те, которые потребляются в Китае. Ситуация, когда китайские импортеры вынуждены заключать контракты по формуле «цена на WTI в Оклахоме плюс/минус ИКС долларов» не может в долгосрочной перспективе устраивать китайское руководство. По этой же причине, вариант привязки к сорту Брент, который торгуется на бирже ICE, тоже не айс для китайцев. Китайские официальные лица вежливо описывают ситуацию так: Китаю нужен контракт, который бы «отражал фундаментальную ситуацию на рынке подходящим образом» — english.cntv.cn
Проблема номер 2: Нефть торгуется в долларах. Про нефтедоллары написано уже так много, что нет смысла повторяться, но можно акцентировать один важный момент. Существование нефтедолларов — один из факторов, который позволяет США довольно вольно обращаться со своей долговой нагрузкой, так как страны-экспортеры нефти «паркуют» свои долларовые доходы в долларовых финансовых инструментах, а страны-потребители создают дополнительный спрос на доллары. Уменьшение использования доллара для международной торговли в целом и нефтью в частности с одной стороны наносит определенный ущерб США, а с другой стороны приносит пользу стране-эмитенту валюты на которую заменяется доллар.
Здесь и вступают в игру те самые два варианта, между которыми выбирала Компартия КНР. Вариант 1 (мягкий) предполагал запуск нефтяных фьючерсов в Китае, с привязкой контракта к месту доставки в Китае и к «коктейлю» из китайского сорта нефти и средневзвешенной цене нескольких импортных сортов. При этом ценообразование сохранялось в долларах. Видно, что это была полумера, но ее введение резко уменьшало шансы на болезненную реакцию со стороны США. Вариант 2 (жесткий) предполагал не только географическую привязку нового контракта к китайским реалиям, но и перевод ценообразования в юани. А вот это уже серьезная заявка на подрыв нефтедоллара, особенно с учетом того, что Китай является крупным импортером нефти.
Несколько дней назад, после двухлетнего обсуждения в китайской комиссии по ценным бумагам, представители Центрального Банка Китая заявили, что решение принято. Китай выбрал жесткий вариант: на Шанхайской товарной бирже будет запущен фьючерс на нефть, с поставкой в КНР, на основе «коктейля» из нефти Shengli Oil Field плюс 6 импортных сортов, и (самое главное) ценообразование будет в юанях. Для того чтобы контракт стал по-настоящему глобальным, к торгам будут допущены иностранные компании и инвесторы, которым китайские банки будут открывать специальные юаневые счета. — english.cntv.cn, english.cntv.cn
Китайские СМИ указывают на то, что тестовые торги начнутся через 3 месяца, а консенсус иностранных СМИ заключается в том, что реалистичный срок запуска юаневого фьючерса на нефть — начало 2016 года.
Желающим рассказать что нефть уже всегда «будет по $40, $30, $20, $10» или сколько там написали в последнем прогнозе на Эхо Москвы, хочется сразу указать на то, что жадные китайцы скупают нефть на текущих уровнях обеими руками и заливают ее во все «тазики и кастрюльки» (bloomberg.com), что является толстым намеком на то, что период дешевой нефти не продлится долго.
Для полноты картины, следует учитывать, что Китай сделал еще один важный ход на другом фронте. Судя по заявлениям руководства Лондонской биржи металлов (London Metal Exchange), юань начнут принимать в качестве обеспечения для банков и брокеров, которые торгуют промышленными металлами на главной мировой торговой площадке, что опять же открывает путь для урезания спроса на доллар — 1prime.ru
На этом фоне обязательно возникнет вопрос о том как поживает нефтерубль. Бесспорно, блокирование Конгрессом США покупки нефтяного бизнеса Морган Стэнли Роснефтью стало большой проблемой для запуска всемирной системы торговли и поставки нефти за рубли. На самом деле, это — самое неприятное последствие санкций. Отрадно видеть, что это не остановило процесс, несмотря на радостные повизгивания наших геополитических оппонентов. Но перспективы торговли нефтью за рубли — тема для отдельного текста, который я надеюсь скоро представить вашему вниманию. Не переключайтесь.