Хрупкое равновесие: чего ждать от заседания ОПЕК
В пятницу, 5 июня, в Вене пройдет очередной саммит ОПЕК. С момента ноябрьской встречи профильных министров произошло немало актуальных для рынка событий: дальнейшее падение, стабилизация и рост нефтяных цен до уровня $60/барр.; прорыв на переговорах по иранской ядерной программе, торможение нефтедобычи в США. Но большинство отраслевых экспертов уверены, что картель сохранит статус-кво и не станет менять квоту нефтедобычи (с декабря 2011 года она сохраняется на уровне 30 млн барр./сут.).
Cтраны ОПЕК вполне довольны избранной стратегией, пишет Financial Times, и продолжат добычу нефти текущими темпами, поскольку это не мешает стабилизации нефтяных цен. Действительно, взятый в ноябре курс на удержание рыночной доли — даже ценой обвала рынка — приносит плоды. Уже в феврале появились признаки спада в нефтяном секторе США при большей востребованности нефти ОПЕК. В марте картель показал рекордный за 12 лет прирост добычи, и уже в мае Саудовская Аравия объявила об успехе своей политики и плана ОПЕК.
При этом наполнение рынка нефтью ОПЕК не усугубило перепредложения, зато позволило остановить снижение рыночной доли картеля (она составляет чуть меньше 33%). Стоимость барреля стабилизировалась и, по словам представителей ОПЕК, сохраняет потенциал роста.
На этой неделе нефтяные министры Анголы, Венесуэлы и Ирака заявили, что «справедливая» цена барреля марки Brent находится в районе $75–80. Впрочем, FT относит эти страны к лагерю более слабых игроков в ОПЕК и подчеркивает, что при таких ценах конкурирующая нефтяная отрасль США будет чувствовать себя вполне комфортно.
С другой стороны, Reuters приводит слова анонимного делегата в ОПЕК от одной из стран Персидского залива: по его мнению, стоимость барреля действительно может вырасти до таких значений уже в 2016 году, если на нефтяном рынке восстановится равновесие.
В гармонии с собой
На практике официальная квота ОПЕК является лишь ориентиром: последние годы добыча картеля стабильно превышает 30 млн барр./сут. Судя по майскому отчету ОПЕК (.pdf), средний уровень производства за первый квартал 2015 года составил 30,3 млн барр. ежесуточно (согласно так называемым «вторичным источникам»). Следующий квартал начался еще более ударными темпами: среднесуточный уровень добычи странами картеля в апреле вырос до 30,8 млн барр.
По этой причине The Wall Street Journal называет систему квот «бюрократической фикцией», но добавляет, что возможное изменение показателя пусть и формальность, но еще и символический жест, который может обозначать смену курса. Поскольку изменение стратегии картеля маловероятно, то и уровень квоты, скорее всего, останется прежним. Учитывая предопределенность этого исхода, наблюдатели будут скорее следить за конкретными заявлениями и формулировками в целях дальнейшего понимания этой стратегии.
Аналитики Barclays прогнозируют, что представители стран ОПЕК на саммите займут выжидательную позицию и не станут принимать радикальных решений по насущным вопросам. Они не будут устанавливать целевую стоимость барреля (заявив, что ее должен определять рынок), не пойдут на открытую конфронтацию с США (ограничившись словами о стремлении сохранить свою долю на рынке) и не станут сокращать квоту на собственную добычу, хотя это могло бы воодушевить рынок.
Зато нельзя исключать увеличения квоты, считает Barclays. Картель тем самым может легитимировать устойчивое превышение производства над целевым показателем. Это едва ли не единственный повод для изменения политики ОПЕК. В целом картель достиг хрупкого равновесия, которое позволяет ему держать высокий уровень добычи, не оказывая при этом серьезного давления на цены.
Влияние на цены
Само решение картеля, судя по всему, если и скажется на нефтяных ценах, то незначительно: отказ сокращать квоту уже заложен в ожиданиях игроков рынка. Не станет сенсацией и увеличение квоты, о возможности которого предупредили эксперты Barclays. Аналитик Mizuho Securities USA Боб Ягер даже называет конкретную цифру, до которой ОПЕК может увеличить целевой показатель, — 31 млн барр./сут.
С другой стороны, увеличение фактических поставок сырья на мировой рынок может оказать дополнительное давление на цены. «Сейчас Саудовская Аравия и Ирак добывают на 1,1 млн барр. в сутки больше, чем полгода назад, — говорит Оле Хансен, эксперт голландского Saxo Bank. — До тех пор, пока не появится дополнительный спрос, никто не будет препятствовать снижению котировок».
Аналитики Sberbank CIB пишут, что если ОПЕК, как и ожидается, сохранит квоту, Brent может откатиться к $60. По состоянию на 20:00 мск четверга Brent торговалась чуть ниже $62. С «ничтожной вероятностью» ОПЕК увеличит формальную квоту. В таком случае цена Brent может упасть ниже $60.
Ирак(н)ский фактор
За два дня до саммита ОПЕК министр нефти Ирака Адель Абдул-Махди заявил, что экспорт нефти из страны может вырасти в июне на 3,2%, или 100 тыс. барр. в сутки, в связи с началом поставок нового сорта тяжелой нефти Basrah Heavy.
«Несмотря на то, что Саудовская Аравия уже существенно увеличила добычу, Ирак обгонит других членов ОПЕК по ее приросту, — сказал Эхсан Уль-Хак, ведущий аналитик KBC Energy Economics. — Страна последние годы много вкладывала в нефть и с помощью западных технологий готовится к этому шагу».
Министр нефти Ирана Биджан Намдар Зангане, в свою очередь, призвал ОПЕК приготовиться к снятию санкций с Исламской Республики и дать стране возможность вернуть свою долю на мировом рынке. До ввода эмбарго в 2011 году Иран экспортировал 2,5 млн барр./сут., а сейчас — 1,3 млн барр.
Согласно майскому консенсус-прогнозу по пяти банкам (DNB, Citi, Goldman Sachs, BNP Paribas и JP Morgan), средняя цена Brent в 2015 году составит $62, WTI — $54,5. Остальные брокеры не обновляли свои прогнозы с апреля.
Societe Generale в начале июня спрогнозировал, что стоимость Brent и WTI в 2015 году составит $62,3 и $56,6 соответственно.
Вопрос цены
На этой неделе нефтяные министры Анголы, Венесуэлы и Ирака заявили, что «справедливая» цена барреля марки Brent находится в районе $75–80. Впрочем, FT относит эти страны к лагерю более слабых игроков в ОПЕК и подчеркивает, что при таких ценах конкурирующая нефтяная отрасль США будет чувствовать себя вполне комфортно.
С другой стороны, Reuters приводит слова анонимного делегата в ОПЕК от одной из стран Персидского залива: по его мнению, стоимость барреля действительно может вырасти до таких значений уже в 2016 году, если на нефтяном рынке восстановится равновесие.