Ходорковский ошибся насчёт Трампа
Несмотря на пессимистичные прогнозы бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, победа Дональда Трампа не смогла остановить рост нефтяных котировок. После крупного снижения баррель пошел вверх и к концу дня в среду даже вышел в плюс. Эксперты говорят, что Трамп своей победой заставил активизироваться спекулянтов, чем и объясняется алогичное поведение цен. При этом структуры, аффилированные с новым президентом США, владея инсайдерской информацией о ходе выборов, могли крупно заработать.
Нефтяные цены в среду росли, невзирая на целый ряд факторов, которые должны были оказать давление на них. Сначала баррель обрушил Дональд Трамп, выигравший президентские выборы в США. На этих новостях цена январских фьючерсов на нефть Brent на межконтинентальной бирже ICE в Лондоне рухнула почти на 4%, до $44,41.
Ряд аналитиков не исключали, что цены на нефть продолжат тренд на понижение из-за победы Трампа. Так, бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и вовсе написал в твиттере, что приход Трампа к власти приведет к падению цен на нефть, и предложил вспомнить результаты президентства Рональда Рейгана, которое привело к обвалу на нефтяном рынке. Тогда в результате этого была подорвана экономика Советского Союза.
Но вопреки таким прогнозам котировки начали постепенно восстанавливаться, после обеда стабилизировавшись около отметки в $45,5 за баррель. Во второй половине дня были опубликованы данные министерства энергетики США по запасам и производству нефти в стране. Коммерческие запасы Штатов за неделю, завершившуюся 4 ноября, выросли на 2,432 млн баррелей и составили 485,01 млн баррелей, что почти в два раза превосходит ожидания. А вот за предшествующую неделю запасы в Америке выросли на 14,4 млн баррелей, хотя прогнозировалось снижение, и этот показатель стал максимальным по темпам роста с 1984 года.
Производство нефти, по данным американского минэнерго, за прошлую неделю выросло на 1,99% (170 тыс. баррелей) и составило 8,692 млн баррелей в сутки. Запасы крупнейшего в Штатах Кушингского терминала не изменились, оставаясь на уровне 58,5 млн баррелей.
Рост запасов и добычи должен был оказать дополнительное давление на нефтяные котировки, но случилось наоборот.
После публикации доклада минэнерго США баррель начал уверенно расти, и к 22.00 мск январские фьючерсы торговались уже по $46,4. В четверг рост продолжился, к 11.15 баррель стоил $46,8.
«В связи с выборами американского президента приоритетную роль в вопросе нефтяных цен сыграла спекулятивная составляющая, — комментирует глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — А так как рынок «бумажной» нефти по меньшей мере на порядок превосходит по объему рынок физической нефти, спекулятивная игра толкает котировки вверх даже вопреки фундаментальным факторам, таким как рост запасов и добычи в США».
По оценкам Пасечника, активная игра спекулянтов будет длиться еще три-четыре дня. «Прогнозы о 100-процентной победе Хиллари Клинтон не оправдались, и многие игроки на нефти потеряли деньги», — указывает эксперт.
Зато фонды, аффилированные с Дональдом Трампом и получающие инсайдерскую информацию о ходе выборов, могли, по словам Пасечника, напротив, крупно заработать.
Партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин также указывает, что текущее поведение нефтяных котировок — это лишь колебания в моменте. По его словам, прогноз по среднегодовой цене по-прежнему остается на уровне $45 за баррель. «В следующем году превалирование предложения над спросом на нефтяном рынке, вероятнее всего, останется на нынешнем уровне — 1–1,5 млн баррелей в сутки, — полагает эксперт. — Так что и в следующем году средняя цена останется на уровне $45, хотя, безусловно, возможны как взлеты, так и провалы».
Однако если Дональд Трамп, как обещал, всерьез возьмется за американскую нефтедобывающую отрасль, производство нефти в Штатах может значительно вырасти, что окажет серьезное давление на цены.
Крутихин поясняет, что речь идет об облегчении лицензирования для федеральных участков недр, в том числе на внешнем континентальном шельфе США. «Запасы там колоссальные, — говорит эксперт. — Такие действия в итоге могут привести к еще большему смещению баланса спроса и предложения на мировом рынке». Цены в таком случае могут просесть еще больше.