В чем причина роста цен на авиатопливо?
Стоимость топлива и его заправки «в крыло» в 63 крупнейших аэропортах страны опубликована на сайте Росавиации. Чиновники привели данные на 1 января и 20 июля. Если в начале года 1 т керосина в среднем стоила 22 505 руб., то в июле — 19 177 руб. Дешевле всего он в Абакане (13 550 руб.), Новосибирске (14 152 руб.), Анапе (14 830 руб.), дороже всего — в Норильске (36 864 руб.), Анадыре (33 200 руб.).
Авиакомпаниям впору бы радоваться. Но не тут-то было: услуга топливо-заправочных комплексов (ТЗК) по заправке «в крыло» заметно подорожала. По данным Росавиации, в январе она стоила 1293 руб. за 1 т, в июле — 2096 руб.
Главный источник доходов ТЗК — перепродажа керосина — заметно иссяк, отмечает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев. С прошлого года многие авиакомпании стали заключать с нефтяными компаниями прямые контракты по поставке авиа-ГСМ, напоминает он. Сократился и общий объем заправки из-за 20%-ного спада авиаперевозок, при этом выросли издержки ТЗК. Сейчас заправка и хранение топлива — чуть ли единственный источник доходов ТЗК, отмечает Пантелеев. Отсюда и рост цен, пишут Ведомости.
ТЗК рискуют опять оказаться в центре внимания высокопоставленных чиновников, полагает Пантелеев. Он напоминает, что в прошлом году поднимался вопрос о возможном введении госрегулирования на услуги заправки и хранения керосина, тема была передана для изучения Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
Статистика Росавиации может стать поводом для внеплановых проверок ТЗК, считает сотрудник ФАС, главное — определить, насколько цены экономически обоснованны.