Казну закачают в трубу
Строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) может быть частично оплачено из госбюджета. Как сообщил министр энергетики Сергей Шматко, в связи с ситуацией на рынке будут предприниматься дополнительные меры по финансированию ВСТО. По его словам, если «Транснефть» будет занимать деньги на рынке сейчас, это увеличит издержки, что приведет к росту тарифа на прокачку нефти. Вливание бюджетных средств в трубу будет первым прецедентом по поддержке конкретного проекта госкомпании.
Как сообщил на брифинге, отвечая на вопрос РБК daily, глава Минэнерго Сергей Шматко, в правительстве до сих пор обсуждаются различные формы финансирования ВСТО, однако в связи с ситуацией на рынке будут приниматься дополнительные меры по финансированию проекта. Он заверил, что государство не оставит трубопроводную монополию один на один с рынком. «Если «Транснефть» будет занимать деньги на рынке сейчас, то это увеличит издержки, что приведет к росту тарифа. Мы будем предоставлять компании финансовую поддержку», — сказал министр, добавив, что объемы бюджетных вливаний в зависимости от календарного периода будут меняться.
Расходы на сооружение восточной экспортной трубы пропорционально лягут и на те добывающие компании, которые не будут участвовать в ее заполнении. Как отметил г-н Шматко, тариф предполагается сделать сетевым. При этом он не обозначил его размер и сроки утверждения.
Сегодня бюджет на сооружение первой очереди ВСТО оценивается в 346 млрд. руб. Недавно на саммите Reuters глава «Транснефти» Николай Токарев заявлял, что стоимость проекта будет расти. Он дал понять, что на сооружение спецморпорта Козьмино может уйти примерно на 25% больше средств, чем планировалось ранее. В июльском меморандуме к выпуску еврооблигаций компания оценивала стоимость строительства Козьмино в 49, 5 млрд. руб.
Ранее глава «Транснефти» Николай Токарев пытался ходатайствовать перед государством о финансировании из бюджета строительства альтернативного «Дружбе» нефтепровода БТС-2, однако эта идея не была поддержана в правительстве. До кризиса на фондовом рынке государство было не готово идти на уступки и другим госкомпаниям: в предоставлении налоговых льгот для строительства НПЗ «Роснефти» на Дальнем Востоке также было отказано. Таким образом, вливание бюджетных средств в восточную трубу можно назвать прецедентом: это первое обещание «бесплатных денег» для отдельного проекта коммерческой компании, пусть и с единственным госакционером.
Получить комментарий Минфина по поводу инициативы Минэнерго в пятницу не удалось. Вице-президент «Транснефти» Михаил Барков говорит, что пока «Транснефти» хватает средств на строительство первой очереди трубы: бюджет на эти цели утвержден, материалы и оборудование законтрактованы. Однако он прогнозирует, что при развитии ситуации с дорогими кредитами деньги из бюджета на ВСТО, а также на реализацию будущих трубопроводных проектов ВСТО-2 и БТС-2 могут все же понадобиться.
Источник в «Транснефти» отмечает, что госфинансирование ВСТО будет подарком в первую очередь нефтяникам, а не «Транснефти»: это позволит надеяться на то, что рост тарифа будет приостановлен, а будущий сетевой тариф на прокачку нефти на экспорт окажется, по плечу добывающим компаниям. Напомним, тарифы на прокачку топлива по магистральным трубопроводам «Транснефти» только за последние восемь месяцев выросли поэтапно на 30, 15%, в то время как в 2007 году рост составил лишь 8, 7%. Неудивительно, что нефтяники стали ходатайствовать о снижении затрат на транспортировку топлива. С таким предложением в правительство недавно обратился глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, мотивируя его снижением цен на нефть и сопутствующие сырьевые товары, а также угрозой снижения нефтедобычи. Однако в ФСТ констатируют, что уже скоро тариф нужно будет снова повышать.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин подчеркивает, что из-за кризиса ликвидности на финансовом рынке отечественные и европейские банки стараются снизить объемы кредитования, а процентные ставки по займам существенно растут. Уже в августе главный кредитор «Транснефти» Сбербанк поднял стоимость кредитов для своих клиентов на 1 — 3%. А удорожание обслуживания кредитов трубопроводной монополии неизменно включается в тариф на транспортировку нефти до НПЗ и на экспорт. Аналитик прогнозирует, что без привлечения дополнительных средств «Транснефти» не обойтись: только строительство дополнительных перемычек для поставок самотлорской нефти в ВСТО оценивается в 38, 8 млрд. руб., и не ясно, кто оплатит эти расходы. Источник в «Транснефти» слышал об этих планах, однако уверяет, что такие расходы не учтены в текущей смете ВСТО и финансировать строительство перемычки придется самим нефтяникам.
Нефтепродукты на eOil.ru