«КазМунайГаз» уже полгода торгует нефтепродуктами избирательно
Когда в конце прошлого года впервые была применена система талонной реализации бензина и дизтоплива с заправок КМГ, это было вполне объяснимо — с топливом тогда в стране действительно была напряженка. Но, похоже, талонная практика вошла у этой компании в привычку. И это притом, что на сегодняшний день под контролем КМГ находятся все нефтеперерабатывающие заводы страны.
В Алматы большая часть заправок работает под брендовой надписью: «КазМунайГаз». Такая же ситуация и в Астане. В регионах КМГ присутствует лишь частично. В целом по Казахстану из 1400 АЗС лишь чуть больше 160 принадлежат национальному оператору. По размерам розничной сети эта компания стоит на втором месте.
Как сообщает OILRU.COM, между тем купить бензин на АЗС КМГ уже почти полгода — дело невероятно трудное. При большой плотности расположения в Алматы заправок жизнь на них практически не обнаруживается. А их персонал уже просто потерял тягу к деятельности и являет собой красочную иллюстрацию лучших дней ненавязчивого советского сервиса. При этом на заправках конкурентов за бензином выстраиваются огромные очереди.
Впрочем, иногда, ради разнообразия, на некоторых заправках КМГ устраиваются акции, когда бензин продается всем, кто заедет. Наверное, по мнению менеджеров, такая встряска полезна работникам, чтобы не потерять веру в клиента.
На днях автору этого материала пришлось в такой акции поучаствовать. Когда бензин в баке был уже практически на нуле, срочно нужна была любая заправка. Ею оказалась АЗС «КазМунайГаз». На каждой колонке была табличка: «92-й — только по талонам». Пусть, думаю, хоть 96-го налью. Но меня, как ни странно, встретили с распростертыми объятиями. Залил 92-й за деньги, а за мной заехали еще две машины. На вопрос: а что, мол, талонная система закончилась? — мне ответили: «Нет. Перекрываем талоны, пока возможность есть». Оказывается, что вообще-то продавать мне бензин работники заправки права не имели.
Наш источник в самом КМГ пояснил, что компания является социально ориентированной. Все топливо, которое имеется в ее распоряжении, она направляет по тем самым талонам на нужды больниц, детдомов и других госучреждений. Кроме того, имеются прямые договоры с некоторыми крупными компаниями на реализацию нефтепродуктов со стабильными ценами уровня начала года по предоплате. В условиях нестабильности с поставками топлива компания просто вынуждена прибегать к талонной системе при его распределении.
Между тем национализация отечественной нефтепереработки идет бешеными темпами. На фоне 99-процентного владения Атырауским нефтеперерабатывающим заводом и 50-процентным Шымкентским НПЗ не так давно КМГ сумел прибрать к рукам еще и Павлодарский НХЗ. Это произошло благодаря 100-процентному поглощению компании «МангистауМунайГаз». Кстати, этот завод считается самым лучшим в стране. Он самый современный и производит наибольший объем высокооктанового бензина.
Некоторые специалисты уже высказывают опасения: уж не станет ли отечественный бензин редкостью после того, как эта отрасль будет поглощена государством полностью, а вместе с этой новой рыночной стратегией не придется ли печатать талоны для всей страны?
Однако в самом КМГ затрудняются дать ответы на вопросы: когда же снабжение внутреннего рынка ГСМ станет нормальным и будет отменена система талонной реализации. Куда девается весь бензин, производимый на отечественных НПЗ, принадлежащих КМГ? Почему автомобильное топливо, которое вплоть до июня было в избытке, пропало с рынка вместе с запретом на его экспорт? Почему все меры правительства по обеспечению внутреннего рынка топливом приводят к обратному эффекту? И почему отечественный бензин вдруг сдал по качеству, о чем сегодня ревут все казахстанские моторы? Хотелось бы получить ответы на эти вопросы, интересующие едва ли не каждого казахстанца. Официальные запросы в соответствующие ведомства уже направлены.
Об этом пишет «Литер».
Нефтепродукты на eOil.ru