Казахстан. Кто заливает баки

По заверениям чиновников, в ближайшее время цены на ГСМ расти не будут и даже немного снизятся. По крайней мере, такие обещания дает министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат МЫНБАЕВ.
В конце прошлой недели на сайте Министерства энергетики и минеральных ресурсов появилась информация о том, что нефтедобывающие компании под давлением правительства взяли на себя обязательства значительно увеличить поставку нефти на внутренний рынок страны.
— Административно мы частично регулируем этот вопрос, — признался министр во время встречи с нефтяниками в Астане. — Мы вынуждены это делать. Если ситуация с несвоевременными поставками сырой нефти на нефтеперерабатывающие заводы немедленно не исправится, буквально на днях будут приняты дополнительные ограничения на экспорт сырой нефти для тех недропользователей, которые не выполняют задания по поставке на внутренний рынок.
Как сообщает Nomad, нефтедобытчики после такого заявления министра тут же сделали для себя выводы: дополнительные ограничения на экспорт обойдутся им дороже. Они пообещали, что стоимость дизельного топлива на внутреннем рынке не будет превышать 100 тенге за литр (хотя уже сегодня в Астане солярка стоит 115 тенге), а для сельхозпроизводителей — не выше 91 тенге. Правда, такой дешевой солярки казахстанским сельчанам достанется немного — всего-то 389 тысяч тонн.
Однако со столь оптимистичными прогнозами чиновников не согласен доктор экономических наук Мажит КОЯТДИНОВ.
— Подобные меры ни к чему не приведут, — уверяет эксперт. — В Казахстане всего три НПЗ, и они не покрывают потребности страны в ГСМ. А с учетом того, что Павлодарский НПЗ сейчас стоит, доля импортного топлива на внутреннем рынке составляет примерно 45 процентов. На днях должен встать на ремонт еще и Атырауский НПЗ. После этого запасов топлива не хватит для обеспечения внутреннего рынка, и доля импортных ГСМ возрастет до 60-65 процентов. И что, наши чиновники заставят импортеров снизить цены?
Однако у министра Мынбаева свое объяснение тому, почему цены на ГСМ сейчас такие высокие. К объективным причинам, по мнению Сауата Мынбаева, относится высокий спрос на нефть и нефтепродукты на мировых рынках и в соседних странах, рост объема потребления нефтепродуктов в самом Казахстане. А тут еще и ремонтные работы на НПЗ.
— Но есть и субъективные причины повышения цен, — отметил министр. — В частности, по Атыраускому НПЗ график загрузки был сорван. То же имело место на Павлодарском НПЗ
Но главными виновниками повышения цен у чиновников оказались… сельхозпроизводители.
— Некоторые организации, работающие на рынке нефти и нефте­продуктов, воспользовавшись тем, что сейчас идет заготовка кормов и подготовка к уборочной, и подняли цены на свою продукцию, — заявил на днях газете «Время» директор департамента выявления антиконкурентных действий субъектов рынка Агентства по защите конкуренции Рахат ТУРСЫНОВ. — После завершения проверки и проведения расследования в случае выявления нарушений — таких, как ценовой сговор, — мы передадим материалы в суд.
Следует сказать, что после того, как премьер-министр Карим МАСИМОВ раскритиковал работу Агентства по защите конкуренции, чиновники активизировались. Антимонопольщики начали проверку 30 производителей, поставщиков и трейдеров ГСМ, в том числе и всех нефтеперерабатывающих заводов. Агентство хочет выяснить, причастны ли они к недавнему росту цен на топливо.
Впрочем доказать факт ценового сговора будет непросто. 23 июля начальник межрегиональной инспекции Агентства по защите конкуренции по Акмолинской, Карагандинской областям и городу Астане Абдыкарим АБЖАНОВ признался нам, что они уже проводили подобную проверку. И никого за руку не поймали. Анализ показал, что казахстанские заводы просто не справляются с выпуском топлива в объеме, необходимом для страны, и поставщики вынуждены закупать ГСМ за рубежом по более высокой цене.
— Выход один — брать нефтеперерабатывающее производство под контроль государства, — заявляет Абдыкарим Абжанов. — Тогда, может быть, ситуация и впрямь стабилизируется.
А вот по прогнозам Мажита Коятдинова, она стабилизируется лишь тогда, когда отечественные НПЗ смогут удовлетворить внутренний спрос.
— Произойдет это года через три-четыре, — уверяет эксперт, — когда будет закончено строительство новых НПЗ и они выйдут на проектную мощность. А до этого времени правительство своими «магическими заклинаниями» сможет удерживать рост цен только лишь на пару месяцев — не больше. Рынок подобными заклинаниями не урегулируешь.
Кстати, пока наверху продолжается разбор полетов и поиск виноватых, ситуация в стране становится все более серьезной. Удорожание бензина ведет к увеличению транспортных расходов, и это уже вызвало скачок цен на продукты и непродовольственные товары, на коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте в большинстве регионов Казахстана.
Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Турция будет искать нефть в Эгейском море
Анкара определила несколько районов на шельфе Эгейского моря для поиска углеводородов.
В Польше испугались возможного возобновления работы «Северного потока»
Дуда: Польша боится, что Германия сможет договориться с РФ по «Северному потоку»