Как китайский бум электромобилей угрожает экспортерам нефти

Экспортеры нефти, такие как Россия и Саудовская Аравия, рассчитывают на рынок Китая, экономика которого восстанавливается после спада пандемии. Россия перенаправила в Китай существенную часть потоков нефти на фоне эмбарго и введения потолка цен. Тем временем в Китае, где сравнительно недавно начал массово распространяться личный автомобильный транспорт, стремительно развивается тренд отказа от бензинового транспорта в пользу электромобилей. Рассказываем, что происходит и грозит ли это в долгосрочной перспективе обвалом цен на нефть

По данным за февраль 2023 года, в Китае продажи дизельных и бензиновых автомобилей упали на 20% в абсолютном выражении по сравнению с годом ранее. В то же время спрос на электромобили в КНР, наоборот, переживает бум: продажи электрокаров стремительно растут и недавно достигли рекордных 32% рынка стандартных легковых автомобилей.

Лишь за I квартал 2023 года крупный бренд электрокаров Li Auto смог нарастить поставки машин на 66%, до 52 584 штук. Компания Nio Inc. также продемонстрировала квартальный рост в 21% в годовом сравнении с ее 31 041 электромобилем в 2022-м.

Государственная поддержка и бум электрокаров

На протяжении последних 13 лет в Китае существовала практика государственного стимулирования спроса на электротранспорт. До недавнего времени правительство предлагало субсидии, размер которых различался в зависимости от емкости батареи и в среднем равнялся примерно 14 400 юаням ($2095). Например, граждане, приобретающие электрокар с запасом хода на 400 км, могли претендовать на выплату от государства в размере 12 600 юаней ($1833). Еще одной мерой, позволившей властям простимулировать покупки EV (электрокаров), стала выдача бесплатных автомобильных номеров. В мегаполисах Китая для борьбы с пробками внедрили практику продажи номерных знаков на аукционах, и стоят они там довольно дорого. Средняя цена в Шанхае, по данным The Wall Street Journal, в 2013 году составляла около $12 000.

Таким образом государство стремилось решить проблему загрязнения воздуха и жутких пробок на дорогах китайских мегаполисов. Например, в крупных городах ввели систему, согласно которой машины с двигателями внутреннего сгорания могут выезжать лишь по определенным дням, в то время как электрокарам разрешено ездить по городу без ограничений.

Кроме того, китайская администрация потрудилась и над расширением системы зарядок электромобилей и увеличением количества зарядных станций не только в больших городах, но и в сельских районах. Сам процесс подзарядки машин также максимально упростили: вместо того, чтобы ждать, пока аккумулятор автомобиля полностью зарядится, владельцы EV в Китае могут теперь просто поменять батарею.

Все эти меры превратили Китай в крупнейший рынок экологичных видов транспорта. За последнее десятилетие Китай неожиданно для всего мира превратился в мирового лидера по производству и покупке электрокаров. Только за 2022 год продажи электрокаров увеличились вдвое, несмотря на то, что автомобильный рынок был вялым из-за антиковидных ограничений. Согласно отчету Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), в 2022 году в КНР было продано 5,9 млн электромобилей и перезаряжаемых гибридов, что составило 59% продаж электромобилей и гибридов от всего числа проданных электрокаров в мире.

«Они производят дешевые электромобили для масс-маркета, чего не делает пока ни один автопроизводитель на Западе. Это настоящий бум», — сказал в комментарии Daily Telegraph Лорд Эдер Тернер, глава международной комиссии по энергетическому переходу. Китайские производители действительно предлагают на международном рынке бюджетные электрокары — именно благодаря тому, что на российский рынок в 2022 году пришли китайские автомобили, средняя цена новых электромобилей в России снизилась с 9,8 млн до 5 млн рублей. А в этом году более 40 автопроизводителей в Китае объявили о скидках — от нескольких сотен долларов на дешевые модели до тысяч долларов на премиальные. The New York Times называет происходящее «кровавыми ценовыми войнами».

Ранее, согласно консенсус-прогнозу, предполагалось, что доля электромобилей в Китае достигнет 40% к 2030 году. Сейчас эксперты говорят, что этот порог может быть преодолен гораздо раньше. «Мы считаем, что к 2030 году доля электромобилей в Китае составит 80%», — говорит Кингсмилл Бонд из организации, занимающейся энергетической стратегией, RMI.

Причем продажи электромобилей остаются на высоком уровне даже после отмены субсидий в конце прошлого года. Как отмечает The New York Times, продажи бензиновых автомобилей упали, а рост продаж электромобилей замедлился. Аналитики ING считают, что в 2023 году рост замедлится и доля новых электромобилей, приобретенных за год, составит 27,5%. Тем не менее они уверены, что еще до 2030 года доля электромобилей на китайском рынке превысит 50%, а ценовой паритет будет достигнут к 2025, что подстегнет рост продаж электромобилей.

Зеленая повестка

Переход на электрокары — лишь часть глобального плана по «озеленению» экономики. Стратегия устойчивого развития была сформулирована в КНР еще в 1990-х, но серьезных успехов страна добилась в основном при нынешнем руководителе Си Цзиньпине. С 2012 года развитие экологической цивилизации постепенно набирало обороты, а в 2020 году Китай впервые заявил о том, что будет стремиться достичь минимальных выбросов CO2 к 2030-му и углеродной нейтральности к 2060-му.

Китай решил всеми силами бороться с изменениями климата и демонстрировать свою приверженность экономически чистому будущему. Разнообразные меры КНР по охране окружающей среды не остались незамеченными: например, зеленая инициатива Ant Forest была удостоена награды «Чемпионы Земли» 2019 года, высшей награды ООН в области охраны окружающей среды, за деревья, посаженные в засушливых регионах Китая.

Успех КНР в области производства EV также оценили по достоинству и за пределами страны: в прошлом году китайский автопроизводитель BYD обошел Tesla Илона Маска по глобальным продажам электромобилей. За первую половину 2022 года BYD реализовала продажу 641 000 автомобилей, что на 300% больше, чем за аналогичный период 2021 года. На этой неделе в Шанхае проходит международный автосалон, где, как ожидается, будет представлен большой спектр новых электромобилей от китайских производителей в разных сегментах и категориях, где они сейчас борются за звание лидеров рынка.

Основательница консалтингового агентства ECOISM Елизавета Маслова подтверждает ценность растущего рынка автомобилей для устойчивого развития: «Если смотреть на выбросы углекислого газа, то основное отличие в производстве электрокаров от бензиновых и дизельных — это производство батареи. За последние годы технологический прогресс позволил снизить выбросы от производства батарей за счет массового производства, что привело к снижению выбросов на одну аккумуляторную ячейку и увеличению использования возобновляемой энергии».

Согласно отчету ICCT (Международный совет по чистому транспорту), выбросы электрокаров за весь жизненный цикл ниже на 19–69% (в зависимости от страны изготовления и использования), чем у дизельных/бензиновых автомобилей.

Что касается утилизации батарей, говорит Маслова, то сейчас активно внедряют переработку аккумуляторов. «До 95% металлов используется повторно, — рассказывает она. — Китай при этом является крупнейшим переработчиком батарей в Азии и продолжает расти».

Потенциальные изменения на нефтяном рынке

Помимо благоприятных изменений для экологии, «зеленый» поворот КНР может в долгосрочной перспективе оказать существенное влияние на ситуацию на нефтяном рынке и баланс сил в мире в целом.

Споры о последствиях глобальной декарбонизации интересны с точки зрения сокращения спроса на нефть и газ. Это касается, например, таких крупных стран — поставщиков нефти, как Россия и Саудовская Аравия, чья экономика в значительной степени зависима от доходов от продаж ископаемого топлива и его экспорта в Китай. В данный момент эти страны являются лидерами по поставкам нефти в КНР: китайские НПЗ скупают российскую нефть с большими скидками, и зимой 2023 года Москва обогнала Эр-Рияд. В 2022 году Россия поставила Пекину 86,25 млн т сырой нефти, что на 1,4% меньше, чем Саудовская Аравия, однако в первые два месяца 2023 года поставки российской нефти составили около 1,94 млн баррелей в сутки, это почти на четверть (23,8%) больше показателей аналогичного периода прошлого года (1,57 млн баррелей в сутки). Саудовская Аравия переместилась на второе место с показателями 1,72 млн баррелей в сутки. Эр-Рияд, правда, не готов так легко сдавать позиции и в марте объявил о крупной сделке с китайской нефтехимической компанией Rongsheng Petrochemical.

Падение спроса на нефть со стороны КНР в ближайшие годы из-за перехода экономики на зеленые рельсы может привести к негативным последствиям для обеих стран.

Евгений Коган, автор Telegram-канала bitkogan, считает, что, хотя доля электромобилей в Китае будет в ближайшем будущем расти, это не приведет к обвалу цен на нефть прямо сейчас. «Сейчас на дорогах Китая ездит около 4% электромобилей. Подавляющее большинство автомобилей в Китае будет продолжать сжигать бензин еще многие годы, — говорит он. — Спрос на нефть со стороны нефтехимического сектора Китая будет расти и в ближайшие 5 лет достигнет пика. Однако потребление нефти этим сектором сравнительно невысокое. Кроме того, Пекин делает ставку на водород. Но в ближайшие 7–10 лет за нефть можно особо не переживать. А вот в более долгосрочной перспективе переход транспорта в Китае на новые источники энергии будет негативным фактором для нефти. Помимо Китая, мы видим развитие схожих тенденций в США и Европе. Для стран, живущих за счет экспорта нефти, это плохие новости. Стоит подумать о новых источниках наполнения бюджета уже сейчас».

Прагматические цели

То, как постепенный отказ от нефти отразится на экономике ведущих партнеров, не слишком беспокоит Китай, который в первую очередь придерживается своих собственных прагматических целей. Для руководства КНР не секрет, что для того, чтобы иметь возможность противостоять Западу с позиции силы в будущем, усилия для экологического перехода нужно предпринимать уже сейчас. Именно поэтому страна всерьез озаботилась продвижением экологичного производства и экологически чистых технологий. КНР уже сейчас производит около 90% солнечных панелей и контролирует 70% производства лития.

Меры КНР оправданы: ученые утверждают, что гималайские ледники в XXI веке стали таять в два раза быстрее по сравнению с предыдущем столетием, а значит, действовать нужно быстро. Последствия опасны не только для КНР, но и для будущего соседних стран: вода в результате таяния попадает в реки, которые обеспечивают водой густонаселенные регионы в Китае, Индии и Пакистане. В результате климатические изменения и повышение уровня воды могут вызвать наводнения из-за появления ледниковых озер.

После отмены государственных субсидий на покупку электромобилей инициативу перехватили некоторые провинции — теперь они предлагают сопоставимые субсидии от себя, чтобы стимулировать спрос.

forbes.ru

Прогноз биржевых цен на 21 апреля 2023

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Газовый кризис в Европе
Год назад европейские политики заявили, что газовый кризис, вызванный почти полным прекращением поставок из России, закончился. ЕС обратился к альтернативным поставщикам природного газа, уверяя, что его будет достаточно для предотвращения дефицита и резкого роста цен. Теперь эти заверения кажутся преждевременными.
"Газпром" создал в хранилищах рекордный оперативный резерв газа к зиме
"Газпром" создал к зиме рекордный оперативный резерв газа в 73,034 млрд кубов