К ЮКОСу предъявляются чрезмерные запросы
Вчера конкурсный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун сообщил, что банкротство компании не завершится в течение года, отведенного на это судом. Процесс затягивается, в частности, из-за многочисленных запросов комитета кредиторов. Отраслевые эксперты считают, что полученная комитетом информация позволит влиять на цену активов ЮКОСа, уже сейчас снижаемую путем предъявления налоговых претензий его дочерним компаниям. Оценщики же допускают дисконт до 90% стоимости имущества.
Вчера конкурсный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун сообщил, что процесс банкротства компании сталкивается с «большими сложностями». «Есть противостояние, в том числе со стороны дебиторов компании»,– пояснил управляющий. При этом господин Ребгун прозрачно намекнул, что одним из основных тормозов банкротства стали чиновники, участвующие в комитете кредиторов ЮКОСа. Отношения с комитетом кредиторов управляющий назвал конструктивными, но упомянул, что «чиновники нацелены на процесс, а не на результат». Процесс же, по словам господина Ребгуна, состоит из многочисленных запросов, еженедельно направляемых конкурсному управляющему членами комитета. «В неделю мы предоставляем до тысячи листов отчетности, за полтора месяца направлено уже 60 тысяч страниц всевозможных пояснений, справок и другой информации»,– отметил управляющий.
Комитет кредиторов был избран на первом общем собрании кредиторов ЮКОСа 25 июля. Из семи членов комитета четыре представляют Федеральную налоговую службу (ФНС). Это начальник юридического управления ФНС Антон Устинов, его заместитель Всеволод Курков, а также высокопоставленные чиновники Игорь Карпель и Дмитрий Дудко. Два места в комитете кредиторов принадлежат ОАО «Роснефть» (правопреемнику ОАО «Юганскнефтегаз»), одно – ОАО «Самаранефтегаз».
Президент саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Паритет» Михаил Рузин ничего необычного в запросах кредиторов не усматривает. «В ходе банкротства Инкомбанка и Промстройбанка мы сталкивались с таким же большим числом запросов крупных кредиторов, включая госорганы, поскольку любая крупная структура очень забюрократизирована и для принятия решений в ней требуется масса документов»,– сказал господин Рузин, добавив, что в Инкомбанке для обслуживания комитета кредиторов требовался целый аппарат, а банкротство банка заняло более пяти лет. «Если по закону кредиторы вправе повлиять на цену активов, то вполне логично, что они заинтересованы в получении наиболее полной информации»,– считает начальник аналитического управления ИК «Велес Капитал» Михаил Зак.
Арбитражные управляющие, впрочем, не исключают, что члены комитета кредиторов могут злоупотребить полученной информацией. «На вопросы о должнике, процедуре его банкротства и собственной деятельности конкурсный управляющий отвечать обязан, тогда как, например, сведения о конкретных дебиторах и кредиторах он раскрывать не вправе»,– сказал конкурсный управляющий банка «Павелецкий» Карен Мартиросов. С ним согласен конкурсный управляющий Промэксимбанка Александр Колесников: «Отчет управляющего о ходе конкурсного производства и финансовом состоянии должника строго регламентирован Минюстом, в инструкции которого содержится полный перечень раскрываемой информации. Суд в одном из моих дел признал, что предоставлять дополнительную информацию управляющий не обязан». Между тем бюрократическое давление считают своим излюбленным методом рейдеры. «Для получения сильной переговорной позиции используется в том числе ‘закошмаривание’, когда нормальная работа буквально парализуется бюрократическим натиском»,– сказал юрист-рейдер администратор сайта Zahvat.ru Андрей Тюкалов.
Напомним, что один из крупнейших кредиторов ЮКОСа, «Роснефть», одновременно претендует и на его активы. В числе других претендентов называют «Газпром нефть» и ТНК-ВР. Все трое заинтересованы в приобретении предприятий ЮКОСа по минимальной цене, чему бюрократические проволочки только способствуют. По словам Эдуарда Ребгуна, банкротство ЮКОСа может не уложиться в годичный срок, установленный судом, но реальный срок управляющий назвать затруднился.
Тем временем стоимость активов компании продолжает снижаться, в том числе усилиями налоговиков. Так, вчера в арбитражном суде Москвы прошло предварительное заседание по делу о налоговых претензиях к ОАО «Самаранефтегаз» на 190 млн руб. за 2004 год. Кроме того, недавно в компании завершилась налоговая проверка за 2005 год, акт об итогах которой ожидается. На прошлой неделе стало известно о похожих претензиях почти на 4 млрд руб. к другой дочерней компании – ОАО «Томскнефть ВНК». С тем, что претенденты на активы ЮКОСа смогут купить их с большим дисконтом, согласны и оценщики компании. По словам гендиректора ЗАО РОСЭКО Евгения Неймана, дисконт может составлять от 10 до 90% стоимости в зависимости от вида имущества и срока его продажи. По материалам КммерсантЪ.