Иран: нефтяные запасы на на $90 млрд
Исполнительный директор по международным вопросам иранской нефтяной компании National Iranian Oil Co. Ходжатолла Ганимифард (Hojatollah Ghanimifard) побеседовал с корреспондентом информационного агентства Bloomberg Хаслиндой Амин (Haslinda Amin) о приватизации 112 иранских государственных энергетических компаний, заинтересованности зарубежных инвесторов в отношении нефтяных активов Ирана и экспорте иранского «черного золота», пишет К2Капитал .
Ганимифард отметил, что в процессе приватизации до 100% акций упомянутых государственных нефтяных компаний могут оказаться в руках частных инвесторов, однако в некоторых из них доля проданных акций может быть несколько меньше. По его словам, в процессе передачи компаний в частные руки Иран может получить от $80 млрд. до $90 млрд. Конечная сумма будет зависеть от распределения акций и текущей стоимости компаний на Иранской фондовой бирже.Продажа активов нефтяных компаний намечена на ближайшие 12-24 месяца. Среди компаний, которые затронет процесс приватизации, Ганимифард назвал лидеров нефтяной промышленности Ирана National Iranian Oil Co., или NIOC, National Petroleum Co., или NPC, и National Iranian Gas Co., или NIGC. Он также отметил, что в настоящие время получено разрешение от иранских регулирующих органов на продажу части активов иностранным инвесторам.
Иран представляет собой второго по величине производителя нефти в Организации стран-экспортеров нефти, ОПЕК. Отвечая на вопрос о том, можно ли назвать достаточным количество нефти, добываемое в настоящее время для сохранения цен на нынешнем уровне, Ганимифард обратил внимание на существенную разницу между производственной мощностью и реальной добычей «черного золота». Он упомянул о квотах, установленных ОПЕК, которых должны придерживаться члены этой организации. Квота ОПЕК для Ирана составляет лишь немногим более 4 млн. баррелей в день (4000100 баррелей в день, если быть точным). При этом Ганимифард утверждает, что Иран способен производить 4,26 млн. баррелей в день. Таким образом, можно сделать вывод, что повышение цен не может быть вызвано недостатком сырья.
Ганимифард разделяет мнение ОПЕК о том, что текущие цены на нефть являются «разумными», отмечая при этом, что они почти не отличаются от уровня цен в аналогичном периоде предыдущего года. Он заметил, что цены на некоторые виды сырья оказались немного выше, чем годом ранее, однако что-то, напротив, стало стоить дешевле. Это рынок. По словам Ганимифарда, нефти на рынке достаточно и цена на нее соответствует ситуации и устанавливается рынком.
Ныне бытует мнение о том, что нарастание напряженности вокруг Ирана в связи с нежеланием Тегерана отказаться от обогащения урана может привести к прерыванию поставок нефти из этой страны на международный рынок и как следствие вызвать повышение цен на сырье. Тем не менее, Ганимифард не придерживается подобной позиции. По его мнению, такие предположения делают люди, целью которых является манипуляция рыночной ценой. В действительности подобные предположения бессмысленны. Ганимифард утверждает, что иранские компании твердо намерены выполнять свои обязательства, поскольку прекрасно понимают, что такая ситуация в конечном итоге негативно сказалась бы на потребителях, вынужденных платить более высокую цену.
Иран просит покупателей своей нефти производить оплату не в американских долларах. Комментируя эту позицию своей страны, Ганимифард пояснил, что это касается европейских потребителей, которые осуществляют платежи в евро. Однако он заметил, что значительная часть азиатских потребителей также приняла такие условия, появление которых, по его словам, обусловлено ослаблением позиций и снижением покупательной способности американской национальной валюты.