Инцидент с «грязной» нефтью может повлиять на поставки «Роснефти» в Китай
Казахстан неожиданно ограничил экспорт нефти в направлении Китая из-за обнаружения в сырье хлорорганики. По сообщению казахстанского Минэнерго, загрязненная нефть была добыта на одном из крупнейших активов в стране АО «СНПС-Актобемунайгаз», который принадлежит китайской CNPC. В результате Казахстану пришлось изменить график поставок на НПЗ и снизить экспорт. Эксперты считают, что загрязнение казахстанской трубы может негативно повлиять на транзит «Роснефти», которая для поставок в Китай через Казахстан использует своповую схему.
Минэнерго Казахстана сообщило о приостановке экспорта нефти в Китай из-за обнаружения в трубопроводной системе «КазТрансОйла» повышенного содержания хлорорганических соединений. В сообщении отмечается, что 16 января был остановлен прием сырья от АО «СНПС-Актобемунайгаз» «до урегулирования вопросов качества сдаваемой нефти». Эта компания разрабатывает месторождения Жанажол, Кенкияк в Актюбинской области и ряд других, ее контролирует китайская CNPC. Во время вхождения в капитал предприятия в 1997 году китайская компания пообещала вложить в проект более $4 млрд, а суммарные инвестиции в 2002–2012 годах составили $6,27 млрд. Накопленная добыча уже достигла более 100 млн тонн нефти.
Минэнерго Казахстана сообщило о том, что транспортировка по системам магистральных нефтепроводов осуществляется согласно скорректированному графику. В частности, часть объемов экспорта были сняты для Шымкентского НПЗ, также изменен график загрузки Павлодарского НПЗ. В результате экспорт казахстанской нефти снизится на 30,9 тыс. тонн в сутки при плане 34,6 тыс. тонн. К 22 января прием нефти так и не возобновлен, а АО «СНПС-Актобемунайгаз» стало готовить резервуар под налив чистой нефти для «КазТрансОйла».
Ключевым поставщиком нефти через Казахстан является «Роснефть», которая для транзитных поставок в Китай использует своповую схему. Так, нефть «Роснефти» идет на Павлодарский НПЗ, а Казахстан взамен поставляет свою нефть в Китай по нефтепроводу Атасу—Алашанькоу. На 2020 год «Роснефтью» заявлена поставка по этому маршруту 10 млн тонн нефти.
Таким образом, приостановка поставок казахстанской нефти в Китай может временно сказаться на экспорте «Роснефти».
При этом в департаменте коммуникаций «КазТрансОйла» на запрос “Ъ” ответили, что магистральный трубопровод Атасу-Алашанькоу продолжает работать, транзит происходит в штатном режиме. Также один из источников “Ъ” в российской нефтяной отрасли отрицает проблемы с транзитом. В «Роснефти» и Минэнерго отказались от комментариев, в «Транснефти» на запрос “Ъ” не ответили.
Пока, отмечает Сергей Гарамита из Райффайзенбанка, «Транснефть» заявляет, что поставки российской нефти в Казахстан не снижались. Но если разрешение ситуации затянется, «Роснефти» придется искать дополнительное место в нефтепроводе ВСТО для увеличения своего экспорта через порт Козьмино, считает аналитик. Собеседники “Ъ” в отрасли отмечают, что значимых свободных объемов в Козьмино нет и рост экспорта в Китай возможен только из портов европейской части РФ. «Роснефть» заключила казахстанский контракт на пять лет в 2013 году с объемом поставок 7 млн тонн в год. В 2017 году он был продлен до 2024 года, а объем поставок вырос до 10 млн тонн в год.
Пристальное внимание к инциденту в Казахстане связано в том числе с историческим контекстом. Весной прошлого года хлорорганикой была загрязнена нефть в нефтепроводе «Дружба», что парализовало поставки российского сырья в Восточную Европу на два месяца и спровоцировало массу претензий от европейских покупателей в адрес российских нефтекомпаний и «Транснефти». «Роснефть» как крупнейший экспортер нефти стала и главным пострадавшим. Хотя с тех пор часть споров удалось уладить, вопрос компенсаций между «Роснефтью» и «Транснефтью» пока не решен.
Прогноз биржевых цен на 23 января 2020