Импорт Китаем иранской нефти быстро набирает обороты
Китай, похоже, становится крупным импортером иранской нефти. За последний год КНР импортировала из Ирана в среднем 306 тыс баррелей в сутки, а в целом – 17,8 млн тонн. Большая часть этого импорта, 75%, шла через Малайзию, Оман или Объединенные Арабские Эмираты.
Иранская нефть привлекает Китай из-за ее низкой стоимости, которая часто бывает на 3–5 долларов ниже эталонной цены Brent. По мере роста спроса в марте этого года ожидается, что китайский импорт иранской нефти достигнет уровня 856 тыс баррелей в сутки. Это на 129% больше, чем в феврале. Сообщается, что внезапный приток иранской нефти даже вызвал “пробки” в портах при разгрузке танкеров.
Закупка сырья в Иране существенно снизилась по всей Азии из-за санкций, введенных администрацией Дональда Трампа. Однако рост импорта иранской нефти Китаем в последние несколько месяцев предполагает, что эта тенденция, вероятно, изменится при новой администрации Джо Байдена.
Аналитик нефтяных потоков Refinitiv Эммы Ли указывает: “Объемы импорта начали расти с последнего квартала 2020 года. При этом провинция Шаньдун является основным регионом-получателем. Это указывает на то, что основными потребителями иранской нефти являются частные НПЗ”.
Индия также возобновила импорт иранской нефти. Это происходит в связи с тем, что National Iranian Oil Company (NIOC) пытается наладить новые партнерские отношения по всей Азии и повысить свой экспортный потенциал по мере наращивания национального производства. В правительстве Индии считают, что иранские поставки полностью вернутся на рынок в течение трех-четырех месяцев.
Импорт иранской нефти – лишь часть стратегии Китая
Интерес Китая к иранской нефти неразрывно связан со всеобъемлющим стратегическим партнерством между двумя странами. В рамках инициативы ожидается, что товарооборот между Тегераном и Пекином достигнет 600 млрд долларов в течение следующего десятилетия. Кроме того, китайская инициатива “Один пояс, один путь” пытается укрепить региональные политические, экономические и стратегические связи с упором на энергетическую отрасль.
В недавних энергетических сделках с Китаем Ирану было разрешено совершать финансовые операции в иностранных валютах, таких как евро. Это было сделано во избежание привязки к американскому доллару и введения санкций США.
В настоящее время Иран обеспечивает лишь 3% от общего объема поставок нефти в Китай. Однако более тесное сотрудничество между странами может способствовать заключению более объемных энергетических соглашений, поскольку санкции США в отношении Ирана постепенно ослабевают.
Китай, по всей видимости, останется главным импортером нефти в мире с ежедневными закупками в объеме около 12 млн баррелей. Это делает его важным партнером для богатых нефтью стран. Несмотря на падение спроса в связи с пандемией COVID-19, китайский импорт “черного золота” в январе увеличился на 32%.
Прогноз биржевых цен с 15 по 19 марта