Игорь Сечин явился «Татнефти»: татарстанские промыслы обслужит дочка «Роснефти»
«Татнефть» неожиданно для себя разрубила «гордиев узел» нефтесервисного наследия экс-гендиректора Шафагата Тахаутдинова. Ранее подконтрольная бывшему топ-менеджеру «Татнефти» компания «ТаграС-Холдинг» даже после прихода Наиля Маганова продолжала удерживать за собой монополию на нефтепромысловые перевозки в республике (это не менее 10 млрд рублей в год). Как стало известно «Реальному времени», башкирская нефтесервисная компания «Таргин» (в конце 2016 года приобретена «Роснефтью») заключила с «Татнефтью» трехлетний контракт на транспортные услуги…
ПЕРЕГОВОРЫ НАЧАЛИСЬ ЕЩЕ ПРИ АФК «СИСТЕМА»
«Роснефть» подошла к «Татнефти», можно сказать, на короткое расстояние. Нефтесервисная компания «Таргин», перешедшая под контроль «Роснефти», в конце прошлого года впервые выиграла несколько значимых лотов в тендере на оказание транспортных услуг для «Татнефти».
«1 декабря прошлого года ПАО «Татнефть» заключило с ОАО «Таргин» генеральный договор на оказание услуг по грузопассажирским перевозкам для нужд НГДУ сроком на три года — до 30 ноября 2019 года, — подтвердил источник «Реального времени» в управлении транспорта «Татнефти». — Согласно ему, дочерняя структура «Таргин-Логистика» будет обслуживать в круглосуточном режиме запросы двух из девяти НГДУ «Татнефти» — Лениногорского и Нурлатского». Эту информацию подтвердил и уполномоченный представитель пресс-центра «Таргин» Игорь Коновалов, уточнив, что изначально переговоры проходили еще летом прошлого года, когда «Таргин» находилась под контролем АФК «Система».
ЦЕНА ВОПРОСА 300 МИЛЛИОНОВ
Стоимость контракта обе стороны не раскрывают. Но, как следует из извещения о проведении открытого запроса цен «Таргин», исполнитель транспортных услуг для Лениногорского НГДУ должен провести рейсы не менее чем на 300 тысяч машино-часов до конца 2019 года. Учитывая, что средняя стоимость по рынку нефтепромысловых грузов составляет от 1 200 рублей за один машино-час, то «Таргин-Логистика» только на обслуживании одного НГДУ сможет заработать не менее 300 млн рублей.
Сближение «Татнефти» и «Таргина» явилось неприятным сюрпризом для татарстанской управляющей нефтесервисной компании «ТаграС-Холдинг», подконтрольной экс-гендиректору «Татнефти» Шафагату Тахаутдинову. На протяжении многих лет «ТаграС-Холдинг» обладал фактически монопольным правом на получение заказов «Татнефти» на выполнение значительного объема нефтесервисных работ, включая многомиллиардные контракты на проведение геофизических и буровых работ.
Как следует из последнего годового отчета «ТаграС-Холдинга» за 2014 год, размещенного на сайте компании, ежегодная выручка холдинга, объединяющего 11 нефтесервисных дивизионов, составляет 108,6 млрд рублей. И десятая часть из них приходилась на УК «Татспецтранспорт» (поставщик спецтранспорта «ТаграС-Холдинга») и «ТаграС-Транспорт» (поставщик грузопассажирского транспорта «ТаграС-Холдинга»). Если первый заработал на обслуживании преимущественно «Татнефти» 9,6 млрд рублей, то второй – 6,621 млрд рублей. Таким образом, появление башкирской компании «Таргин» разрушило многолетнюю монополию «ТаграС-Холдинга» на нефтесервисные заказы «Татнефти».
КОНКУРЕНЦИЯ — ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА
«Гордиев узел» нефтесервисного наследия «Татнефть» разрубила летом этого года, выставив на открытый тендер не все 100% транспортных услуг, а только пятую часть. По сведениям «Реального времени», еще в начале прошлого года на фоне ухудшающейся конъюнктуры цен на нефть гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов поручил оптимизировать транспортные расходы компании, но попросил обойтись без прямого секвестра бюджета компании. Наиболее оптимальным вариантом оказалось выставление на открытые торги оказание услуг.
В результате конкурсного отбора победителем многих лотов на оказание услуг спецтранспортом оказалась «Таргин», предложившая цену на 10% ниже, чем татарстанские конкуренты УК «Татспецтранспорт» и «ТаграС-Транспорт». По оценкам представителей НГДУ, ежегодная экономия «Татнефти» составит свыше 10—12 млн рублей. Причем «Таргин-Логистика» приобрела под заказы «Татнефти» абсолютно новую технику — бортовые вездеходы «Вепрь» и «Садко».
«В результате конкуренции перевозчики стали работать лучше, чтобы не отдавать заказы другим», — отметил представитель НГДУ «Нурлатнефть». — Ни одного срыва в перевозках не произошло, хотя раньше бывало всякое».
Приглашая «Таргин» в Татарстан, руководство «Татнефти» не ожидало, что компания неожиданно перейдет из структуры АФК «Система» в «Роснефть», но задний ход давать не стало, подчеркнули собеседники «Реального времени» в «Татнефти» и «Таргин». Пресс-служба «Татнефти» не ответила на запрос «Реального времени».