Госдеп обвинил Иран в попытках спрятать нефтяные танкеры
Около десятка иранских нефтетанкеров отключили свои транспондеры автоматической идентификационной системы и теперь представляют угрозу международной навигации и экологии. С таким утверждением выступил в среду спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук на брифинге для журналистов в Госдепартаменте.
«На основе достоверных данных мы теперь знаем, что до десятка иранских нефтетанкеров недавно [после введения санкций] отключили свои морские транспондеры автоматической идентификационной системы и, по сути, пропали из виду… Такие действия представляют собой угрозу безопасности на море. Эти транспондеры предназначены для обеспечения максимальной видимости на море, и их отключение только увеличивает риск несчастных случаев и травм», — подчеркнул спецпредставитель по Ирану, чей аппарат входит в структуру американского внешнеполитического ведомства.
Он пояснил, что эти устройства необходимы для «предотвращения столкновения судов на море». По словам дипломата, иранские суда отключали транспондеры до снятия рестрикций в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе, чтобы «избежать санкций».
Проблема с покрытием убытков
Дипломат подчеркнул, что после введения «нефтяных» санкций против Ирана США «хотят предупредить страны о риске ведения бизнеса с судоходным сектором» иранской экономики. Он напомнил, что Вашингтон в частности ввел ограничения против национального морского перевозчика, национальной компании нефтеналивных судов, а также иранских страховых компаний. В связи с этим, по словам Хука, иранские морские суда «по всей видимости принимают на себя риски покрытия обязательств в результате возможных аварий».
«В случае аварии с таким танкером иранские страховые компании просто не смогут покрыть убытки. Это особенно важно для нефтеналивных танкеров Ирана, которые, как правило, застрахованы на сумму 1 млрд долларов и более», — пояснил спецпредставитель по Ирану, добавив, что «разливы нефти и аварии, связанные с танкерами, являются чрезвычайно дорогостоящими» — от сотен миллионов до миллиардов долларов. Он подчеркнул, что разливы нефти «на протяжении поколений ставят под угрозу рыболовство и морское судоходство, наносят вред туризму и приводят к необратимым экономическим и экологическим последствиям для местного населения и экосистем».
«Страны, порты, администрации каналов и частные фирмы должны знать, что они, вероятно, будут отвечать за расходы, связанные с авариями с участием иранских танкеров, у которых отсутствует страховка… Теперь, когда мы возобновили свои санкции, международные страховые компании больше не будут участвовать в рискованном бизнесе по предоставлению услуг иранским танкерам», — подчеркнул дипломат.
Новые санкции
Президент США Дональд Трамп 8 мая объявил о выходе Вашингтона из СВПД — сделки, которая была заключена в 2015 году и ограничивала ядерные разработки Тегерана в обмен на отмену санкций Совета Безопасности ООН и односторонних ограничительных мер США и ЕС. Трамп обещал не только вернуть прежние санкции, но и ввести новые, а Госдепартамент в связи с этим сообщил о намерении Вашингтона свести к нулю доходы Ирана от экспорта нефти.
Первая часть санкций возобновила действие в ночь на 7 августа. Эти ограничительные меры охватили автомобилестроительный сектор Ирана, торговлю золотом и рядом металлов. Новые санкции, в том числе против иранского нефтяного сектора, вступили в силу 5 ноября. Как объявило министерство финансов США, санкции введены против более чем 700 юридических и физических лиц, морских и воздушных судов Ирана. Среди внесенных в санкционный список организаций числится национальная авиакомпания Iran Air, Организация по атомной энергии и Центробанк Ирана.
Ежедневный прогноз ценовых колебаний на 8 ноября 2018