«Гордиевы узлы» нефтепереработки. Часть 2.
Часть 2 (Начало: Часть 1)
Вместе с тем, важно отметить ряд наметившихся трендов в качественном состоянии.
Первый. Соотношение между строительством новых НПЗ и расширением действующих склонилось в сторону модернизации уже функционирующих семи сотен предприятий. Из последних существенных примеров – более чем двукратный рост производительности колумбийского завода в Картахене, построенного еще в 1956 году, а также в Рувайсе (ОАЭ, 1981 год). По последнему прогнозу ОПЕК в среднесрочной перспективе более 92 процентов приращения объемов нефтепереработки придется на модернизацию и расширение существующих мощностей.
Второй. Строительство новых НПЗ ориентировано на объемы переработки более 10 млн. тонн нефти в год с гарантированным сбытом. Так, в небольшом списке вводимых в мире предприятий в 2014 -2015 годах: новый завод в Янбу (Саудовская Аравия) с мощностью 20 млн. тонн, в Абреу-и-Лиме (Бразилия) – 12 млн. тонн, модернизированный НПЗ в Рувайсе (ОАЭ) – 21 млн. тонн, в Парадип (Индия) – 15 млн. тонн.
Третий. Активизируется роль дизельного топлива. Все перечисленные новые перерабатывающие мощности в большей степени ориентированы на дизель.
Даже в развитых странах мира — если в 2000-е годы дизель занимал порядка 80% в соотношении с бензином, то в 2014 году ожидается более 92%.
По прогнозу ОПЕК в ближайшие двадцать лет доля дизельных автомобилей в мире с 14% вырастет до 21%, бензиновых – снизится с 82% до 71%.
Четвертый. Большинство строящихся или модернизируемых нефтеперерабатывающих предприятий сталкиваются с проблемами финансирования. Так, упомянутый выше проект бразильского НПЗ был начат еще в 2006 году, затем несколько раз останавливался из-за отсутствия финансовых ресурсов. Проект индийского НПЗ был одобрен вообще в 1998 году, а фактически завершен только недавно.
При этом, строительство каждого миллиона тонн мощностей новых НПЗ в мире является затратным мероприятием и обходится в пределах 0,5-1,4 млрд. долларов.
Пятый. Ведущие поставщики нефтепродуктов не собираются сдавать свои позиции и используют любую возможность для укрепления экспортных возможностей и ограничивая появление других игроков. Так, США оставаясь импортером нефти, является лидером в экспортных поставках нефтепродуктов. Министерством коммерции КНР увеличены квоты 2015 года на экспорт бензина, дизельного и реактивного топлива для PetroChina и Sinopec. Sinopec получила квоту на экспорт 260 тыс. баррелей в сутки, PetroChina — на 180 тыс.
С учетом этих и других факторов понятно, что развитие казахстанского нефтеперерабатывающего сектора осуществляется в сложных комплексных условиях.
С одной стороны, есть рост производства, в решающую стадию вошли процессы модернизации НПЗ.
С другой стороны – есть проблемы насыщения и ценообразования по внутреннему рынку моторного топлива, необходимо учитывать многослойные факторы в потенциальном строительстве четвертого НПЗ.
Что касается насыщения внутреннего рынка особое влияние играют зависимость на треть от бензинового импорта и сезонный фактор.
Тукаев Акбар Куанышбаевич, Инжиниринговая компания «КАЗГИПРОНЕФТЕТРАНС»
Источник: oilnews.kz.