Голдман Сакс спросил двух лучших в мире экономистов, есть ли пузырь на рынке акций США?
Несмотря на то, что с начала года индекс S&P 500 вырос всего на 2%, он все равно остается на рекордных значениях. Это значит, что экономисты, аналитики и инвесторы неизбежно задаются одним большим вопросом: является ли рынок акций переоцененным?
В минувшие выходные Голдман Сакс опубликовал большой отрывок из исследования, посвященного вопросу о том, находится ли оценка рынка акций в «опасной зоне». Чтобы ответить на этот вопрос, банк усадил друг напротив друга нобелевского лауреата Роберта Шиллера и профессора Уортонской школы бизнеса Джереми Сигела.
Но сначала предисловие. Американские акции выглядят дорогими по ряду позиций, отмечает Голдман Сакс. Прежде всего, типичная акция S&P 500 торгуется в 18,1 раз выше ее прибыли, что попадает в 98-й процентиль исторической оценки начиная с 1976 года. Индекс в целом имеет P/E (цена/прибыль) 17.3, что на 64% выше значений сентября 2011 года, по сравнению со средним (медианным) ростом в 48% во время девяти предыдущих фаз роста P/E.
Вы можете увидеть эту тенденцию на рисунке ниже, взятом из исследования Голдман Сакс.
Следующий график Голдман Сакс показывает, что после каждого из трех предыдущих повышений процентной ставки Федеральным Резервом, мультипликатор P/E (цена/прибыль) сокращался в среднем на 8%. По мнению Голдман Сакс, рост прибылей был ключевым фактором доходности в последние несколько лет. Поэтому аналитики банка ожидают, что дивиденды будут единственной причиной для роста S&P 500 на 2%, который они ожидают в следующие 12 месяцев.
Принимая во внимание такие характеристики фондового рынка, Голдман Сакс спросил у лауреата Нобелевской премии, профессору Йельского университета Роберта Шиллера, насколько акции переоценены. Шиллер отметил, что таких показателей он не видел со времен 2000 года.
Один из индикаторов (в серии моих показателей фондового рынка) базируется на единственном вопросе, который я задаю индивидуальным и институциональным инвесторам многие последние годы: «Как вы думаете, фондовый рынок переоценен, недооценен, или оценен правильно?». В последнее время «оценка доверия», как я ее называю, основанная на ответе на этот вопрос, снижается, и для индивидуальных инвесторов находится в нижней точке со времен пика фондового рынка, достигнутого в 2000 году. Тот факт, что люди не верят оценке рынка, вызывает обеспокоенность, и может быть симптомом пузыря, хотя я не знаю, есть ли у нас достаточно данных, чтобы доказать, что это пузырь.
Когда его спросили, насколько он беспокоится о перспективах рынка в течение ближайших шести месяцев, Шиллер ответил, что его беспокойство растет вместе с ростом рынка, и что в следующем году вполне может наступить коррекция, хотя предсказывать сроки наступления таких событий на рынке чрезвычайно сложно. Он посоветовал людям больше экономить и диверсифицировать свои инвестиции, поскольку их портфели, вероятно, не смогут показывать такие хорошие результаты, на которые они рассчитывают — даже в долгосрочной перспективе.
Далее Голдман Сакс обратился к профессору Уортонской школы бизнеса Джереми Сигелу, который продолжает оставаться на стороне быков со своей стратегией «купи-и-держи».
Сигел ответил, что он считает, что акции находятся лишь немногим выше своих исторических уровней, и что сегодня этот уровень «абсолютно оправдан» ввиду низких процентных ставок. Тем, кто утверждает, что фондовый рынок находится в состоянии пузыря, Сигел отчечает, что он с этим совершенно не согласен. «Ни в коем случае нельзя текущие уровни, которые очень далеки от максимумов (март 2000 года) классифицировать как пузырь», — говорит он.
Сигел добавляет, что мало что может отговорить его от приобретения акций в среднесрочной перспективе, и рекомендует инвесторам распределить 50% своих портфелей на США, 25% на развитые рынки за пределами США и 25% на развивающиеся рынки.
Хорошо известно, что Шиллер и Сигел являются друзьями, так что есть по крайней мере одна вещь, по которой они приходят к согласию, и это рынок облигаций. Оба экономиста согласились с тем, что рынок облигаций переоценен, и некоторые опасения оправданы, хотя ни один из них и не назвал его пузырем. Шиллер сказал, что исторически рынок облигаций не склонен обваливаться, как это бывает с рынком акций. Сигел отказался назвать его пузырем, поскольку ожидает, что как краткосрочные, так и долгосрочные ставки будут оставаться низкими.