Франция планирует покончить с добычей нефти и газа к 2040 г.
До конца текущего года французские власти рассчитывают принять новый законопроект, предполагающий поэтапный запрет разведки и добычи углеводородов во Франции и ее заморских территориях. Это первая страна в мире, решившая пойти на такой радикальный шаг. Французский президент Эммануэль Макрон планирует таким образом нейтрализовать негативное воздействие выбросов парниковых газов к 2050 г. Однако опыт лидеров сегмента возобновляемой энергетики показывает, что переход к ВИЭ — непростая задача, решаемая сегодня в Европе за счет государственных субсидий и постановлений на уровне правительства.
Согласно законопроекту, Франция больше не будет выдавать лицензии на разведку нефтегазовых месторождений. Постепенно, к 2040 г., будет прекращено продление уже действующих лицензий. Кроме того, Франция собирается ввести запрет на продажу транспортных средств с бензиновым и дизельным двигателем к этому же году. В Париже использование транспортных средств с дизельным двигателем будет запрещено уже в 2020 г. Однако законодательные новации о запрете добычи носят во многом символический характер. Поскольку во Франции, по данным «Коммерсанта», выдано всего 63 лицензии на разведку и разработку нефтегазовых месторождений. В стране добывается порядка 815 тыс. т нефти и 400 млн куб. м газа, по итогам 2016 г. Как информирует издание, 99% углеводородного сырья, необходимого для французских потребителей, импортируется. Очевидно, что в ближайшие десятилетия Франция продолжит ввозить углеводороды и заниматься их переработкой. Французское правительство хочет продемонстрировать свою приверженность Парижскому климатическому соглашению. В развитие мер в отношении нефти и газа французы намерены остановить выработку электроэнергии на основе угля уже к 2022 г., а также сократить до 50%, с более чем 75% долю атомной энергетики в электрогенерации.
Изменения в законодательстве могут оказать негативное воздействие на компанию Total, у которой есть планы на разработку шельфа заморских территорий страны — во Французской Гвиане, в частности. Но компания не отказывается и от развития добычи нефти в Европе. Не так давно Total за 7,5 млрд долларов купила у Дании последний крупный нефтегазовый актив в стране — Maersk Oil.
Датчане также нацелены на развитие своей «зеленой энергетики». Уже сегодня 40% потребностей в энергии в стране обеспечивается на основе ВИЭ, к 2030 г. этот показатель должен достичь 50%. Что касается электроэнергии, уже сейчас более половины производится в Дании на основе возобновляемых источников энергии. Распродажа нефтегазовых активов датскими компаниями является частью долгосрочной стратегии правительства страны. Не так давно датская Dong Energy продала британской INEOS свой нефтегазовый бизнес. Среди проданных британцам активов есть и доля в проекте освоения гигантского газового месторождения Ормен Ланге на шельфе соседней Норвегии. Экспортируемый с него газ обеспечивает потребности Великобритании в природном газе.
Датчане продемонстрировали впечатляющие цифры роста в возобновляемой энергетике. К 2020 г. ветроэнергетика сможет обеспечить порядка 48–50% в производстве электроэнергии в стране. К этому году Дания власти страны собираются довести долю ВИЭ в производстве электричества до 72%, а в отоплении — до 71%. Но европейцы обеспокоены: в 2020 г. в ЕС прекратится действие программы по субсидированию альтернативной энергетики. Без политической и финансовой поддержки продвижение «зеленой энергетики» затруднительно. Так, после отказа датского правительства от налоговых льгот, в стране рухнули продажи электромобилей. Дании нужны инвестиции, чтобы поддерживать свои «зеленые инициативы». Распродажа нефтегазовых активов нацелена как раз на эти цели. Для сравнения, по данным World Economic Forum, создание 1 ГВт мощностей ветроэнергетики в сухопутной части Дании оцениваются примерно в 1,3 млрд долларов от продаж нефти, добываемой на шельфе Северного моря.
Государственные регулирование и субсидии являются главными факторами, стимулирующими развитие этого сегмента. Так, Норвегия приняла решение к 2025 г. продавать в стране только электромобили и гибриды. Великобритания, также как и Франция, планирует ввести запрет на продажу транспортных средств с бензиновым и дизельным двигателем к 2040 г. Однако Шотландия запланировала ввести это ограничение в 2032 г.
Автогиганты подстраиваются под решения властей. Концерн Volvo объявил о полном переходе с 2019 г. на выпуск электромобилей и гибридов. На днях британская компания Jaguar Land Rover рассказала о планах с 2020 г. выпускать все новые модели на базе электро- или гибридных двигателей. Первым электромобилем автопроизводителя станет Jaguar I-Pace, который начнет продаваться уже в следующем году.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 11 по 15 сентября 2017 здесь.