Фрахт СПГ-танкеров резко подешевел: судов больше, чем грузов
Стоимость фрахта судов для перевозки сжиженного природного газа достигла рекордно низкого уровня, причем некоторые владельцы теперь несут убытки при сдаче своих судов в аренду, поскольку сектор борется с огромным перепроизводством после энергетического кризиса, разгоревшегося в Европе два года назад
Стоимость фрахта. Источник: The Financial Times
По данным Spark Commodities, в ноябре стоимость краткосрочной аренды современного СПГ-танкера — основного типа судов на рынке — в Атлантическом бассейне составляла в среднем 19 700 долларов в день. Это самая низкая цена с 2019 года. С лета фрахт подешевел почти на 80%, поскольку поставка новых судов опережает рост мирового производства СПГ.
Брокеры, аналитики и трейдеры СПГ сообщили, что базовые ставки для более старых, менее эффективных судов также резко упали. По словам одного из брокеров, для СПГ-танкеров, работающих на паровых турбинах, наименее эффективных на рынке, «доходы после вычета таких элементов, как эксплуатационные расходы, во многих случаях отрицательные или близки к нулю».
Такие низкие ставки означают, что некоторые судовладельцы не покроют свои расходы от сдачи судов в аренду, и это, вероятно, приведет к периоду корректировки в отрасли, например к утилизации более старых судов.
Отрицательные ставки фрахта для СПГ-танкеров редки, но они уже фиксировались в феврале 2022 года, накануне начала военного конфликта между Россией и Украиной. Впоследствии расходы на топливо, которые, по предположению Spark, судовладельцы оплачивают на балластном участке — когда судно не перевозит груз, — резко выросли, что привело к оценке отрицательных ставок.
Падение ставок фрахта в этом году было вызвано большим количеством судов, выходящих на рынок в то время, когда сам товар, который они перевозят, не появился так быстро, как ожидалось, из-за задержек в реализации проектов.
Судовладельцы разместили значительное количество заказов во время европейского энергетического кризиса, вызванного российско-украинским конфликтом. Они рассчитывали на то, что спрос на морские перевозки топлива вырастет из-за стремления Европы заменить потерянный российский трубопроводный газ импортом СПГ.
По данным Международного газового союза, по состоянию на прошлый год эксплуатировалось около 650 СПГ-танкеров. По данным Flex LNG, компании по перевозке СПГ, к концу этого года к ним добавится 68 судов, а в 2025 году — 88. По данным Flex, до 2027 года ежегодно будет поставляться более 80 судов.
Однако дополнительные объемы экспорта СПГ, для которых были заказаны эти суда, не материализовались в ожидаемые сроки, в основном из-за задержек в развитии экспортных СПГ-терминалов в США, которые сейчас являются крупнейшим в мире экспортером сжиженного топлива и основным источником газа для Европы.
Объемы экспорта СПГ обычно растут на 6-8% в год, но в этом году рост составит лишь 1%, сказал Ойстейн Каллеклев, генеральный директор Flex LNG, во время телефонной конференции по доходам в ноябре. «Это также объясняет, почему спотовый рынок фрахта так слаб», — сказал он.
Кроме того, Европа импортировала меньше СПГ, чем в предыдущие годы, из-за высокого уровня запасов газа в хранилищах: прошлая зима оказалась мягче обычного, что снизило спрос на сжиженный газ.
Трейдеры также в этом году не использовали плавучие хранилища — хранение груженых СПГ-судов на воде до повышения цен в преддверии зимы — так активно, как в предыдущие годы, из-за отсутствия значительной разницы в ценах между летом и зимой. Это высвободило больше танкеров.
Некоторые более старые суда также освобождаются от долгосрочных контрактов в этом году, говорят брокеры, что добавляет к избытку судов.
Реальные сделки по фрахту с нулевыми или отрицательными ставками пока не происходили и остаются лишь теоретически возможными, говорят брокеры и аналитики. Однако владельцы более старых судов могут сдавать их в аренду по таким ставкам, если это будет оправдано после оценки затрат на вывод из эксплуатации или утилизацию. Такие танкеры могут быть использованы для хранения СПГ при необходимой низкой температуре.
«Могут появиться реальные фрахтовые соглашения, где владельцы сдают судно по базовой ставке, равной или близкой к нулю, на короткое время», — сказала Клэр Пеннингтон, эксперт по перевозкам СПГ в консалтинговой компании ICIS. «Может возникнуть ситуация, когда некоторые владельцы застряли с паровым судном и балансируют между стоимостью вывода его с рынка или сдачи его в аренду, чтобы оно не нагрелось».
«Многое будет зависеть от того, как долго владельцам, возможно, придется ждать, чтобы отправить судно на слом, и расчетов того, что им обходится дешевле», — сказала она.
Хотя энергетические компании прогнозируют, что спрос на СПГ резко возрастет в ближайшие десятилетия, в основном со стороны развивающихся азиатских стран, переходящих с угля на газ, стоимость фрахта СПГ-судов в краткосрочной перспективе, вероятно, будет под давлением.
Мартин Сеньор, заместитель руководителя отдела ценообразования СПГ в Argus Media, агентстве по ценообразованию, сказал, что хотя в период с 2025 по 2027 год должен быть поставлен 251 новый танкер, новые экспортные мощности, вводимые в эксплуатацию в тот же период, могут потребовать только 171 дополнительного судна.
«Рынок закладывает в цену хорошо обеспеченный рынок СПГ-танкеров в следующем году с форвардными фрахтовыми ставками на 2025 год значительно ниже уровней, наблюдавшихся в предыдущие годы», — сказал Сеньор.
Прогноз биржевых цен с 16 по 20 декабря 2024