Европа получила газовую войну еще на одном трубопроводе в ЕС
Между Марокко и Алжиром разгорается газовая война. К концу октября заканчивается контракт на транзит газа через Марокко в Испанию, и обе страны обвиняют друг друга в нежелании подписывать новое соглашение. В результате может встать один из трех газопроводов, по которым Алжир экспортирует газ в Европу. Власти страны уверяют, что справятся и без него. Данные поставок не вселяют уверенности. Эскалацию напряженности педалируют общие отношения между странами, которые резко ухудшились в последние месяцы, что привело к разрыву дипломатических отношений.
Алжир обеспечит все поставки газа в Испанию по газопроводу Medgaz. Об этом министр энергетики страны Мохамед Аркаб заявил на встрече с испанским послом Фернандо Мораном Кальво-Сотело, сообщает газовый монополист Sonatrach.
Глава Минэнерго Алжира сообщил, что ведутся работы по расширению газопровода Medgaz, который напрямую связывает Алжир и Испанию. Кроме того, растущий спрос на европейских рынках удовлетворят с помощью мощностей по сжижению газа, сказал Мохамед Аркаб.
Алжир является одним из крупнейших поставщиков газа в Европу и в Испанию и Португалию поставляет топливо по двум газопроводам, равным по мощности — Магриб — Европа (GME) через Марокко и Medgaz.
Еще несколько лет назад в Алжире заявляли о том, что планируют расширить Medgaz с 8 млрд кубометров в год до 10 млрд кубометров. Этот проект стал как никогда актуален в этом году.
В октябре заканчивается транзитный контракт по газопроводу Магриб — Европа (GME) и Марокко, Алжир и Испания так и не смогли согласовать новый контракт. Обе североафриканские страны обвиняют друг друга в нежелании продлевать соглашение.
Ситуацию ухудшает общая эскалация напряжения в отношениях двух стран. В конце августа Алжир разорвал дипломатические отношения с Марокко «из-за враждебных действий». В июле постоянный представитель Марокко в ООН Омар Хилале распространил ноту, в которой поддержал право на самоопределение народа Кабилии, которая находится на севере Алжира, чем разозлил алжирские власти. Они обвиняют марокканские власти в том, что те поддерживают Движение за автономию Кабилии (ДАК) и «Рашад», которых считают, например, причастными к лесным пожарам, которые бушевали в августе.
Кроме этого, не решена судьба Западной Сахары, мнения у двух стран на которую разные. Бывшая испанская колония должна стать частью Марокко, уверены в Рабате. Западная Сахара имеет право на самоопределение, считают в Алжире, и поддерживают движение «Полисарио».
В этом году алжирские власти запустили газопровод-соединение между газопроводами Магриб — Европа и Medgaz. Часть контрактов уже переводят на прямой газопровод, сказали источники Global Platts.
Однако даже расширенный Medgaz может просто не справиться с объемами. Об этом говорят данные платформы операторов ЕС ENTSOG.
Так, если в прошлом году по обоим газопроводам за 8 месяцев подали всего 4,7 млрд кубометров, то в этом году — 10,8 млрд кубометров, что уже больше расширенной мощности Medgaz.
Возможно, алжирский Sonatrach выполняет в этом году повышенные заявки. Но для Европы в целом и Пиренейского полуострова и Италии в частности они актуальны как никогда. Как сообщало EADaily, с января по август поставщики снизили отгрузку СПГ в Старый Свет более чем на 17 млрд кубометров, перенаправив их на более выгодные рынки Азии и Южной Америки. И именно Алжир вместе с Россией и Азербайджаном стали теми источниками, которые компенсировали выпавшие объемы. Алжир увеличил за 8 месяцев поставку трубопроводного газа на Пиренейский полуостров и в Италию с 10,5 млрд кубометров до 25 млрд.
Кроме трех экспортных газопроводов, госкомпания Sonatrach управляет также четырьмя терминалами СПГ общей мощностью 34 млрд кубометров. К концу июня они использовались едва ли наполовину, но в том же месяце госкомпания вынуждена была остановить из-за неожиданного сбоя в механизме контроля газовой турбины терминал Skikda LNG. Его мощность составляет более 6 млрд кубометров в год.
Марокканский эксперт по международному праву Сабри Эль-Хо рассказал изданию The Arab Weekly, что ежегодно Марокко получает за транзит газа около $ 50 млн. Он согласен с тем, что власти страны приложили руку к ухудшению отношений с соседями и возможное прекращение поставок газа через Марокко — политическое решение Алжира. Для страны оно скажется не только на доходах, но и поставках газа.
В марокканских СМИ сообщали, что Алжир был готов подписать новое соглашение, но на новых условиях. С одной стороны, законтрактованный объем по газопроводу Магриб — Европа хотели снизить до 1 млрд кубометров. С другой — Алжир планировал продавать Марокко газ по рыночной цене, которая выросла за последний год на 640%.
Сабри Эль-Хо полагает, что заявления Алжира могут быть переговорным маневром, чтобы власти Марокко не пересмотрели тарифы на транзит, так как в следующем марте испанская Naturgy и португальская Galp передадут газопровод Магриб — Европа в собственность страны. Издание Africa Intelligence со ссылкой на источники подтверждает: переговоры ведутся.
Прогноз биржевых цен на 31 августа 2021