Европа наказала себя на миллиарды: как Россия вернула нефтяные доходы

Запад изо всех сил пытается лишить Москву нефтяных доходов — в ход пошли эмбарго на морские поставки и ценовые ограничения. Россия перенаправила экспорт в дружественные страны, и заработали здесь все. Сентябрьские доходы от нефти достигли рекордных значений, Китай и Индия сэкономили на «санкционке». Европа приобретает российскую нефть и дизель втридорога и не может объяснить, откуда у них «запрещенка».

Компенсировали просадку

Санкции Запада подкосили доходы России от ключевого экспорта. По итогам первых семи месяцев 2023 года объемы поступлений в федеральный бюджет России от нефтегазовой отрасли сократились в 1,7 раза и составили 4,193 триллиона рублей. Для сравнения, за январь-июль 2022 года российским властям удалось собрать с представителей сырьевого сектора гораздо большую сумму — 7,146 триллиона рублей.

Сказались потеря европейского рынка и процесс переоритентации поставок в Азию, который был сопряжен с определенными сложностями: инфраструктурными ограничениями, динамикой спроса, формированием флота перевозчиков нефти и пула страховщиков, возросшими затратами на логистику.

Однако, как только все встало на рельсы, нефтяные доходы начали восстанавливаться. Крупнейшие покупатели — Индия и Китай резко нарастили закупки, дисконт для них сократился до минимума. Москва успешно обошла и введенные Западом ценовые ограничения на нефть.

«В ЕС даже не выполнили обязательство пересматривать потолок каждые два месяца, гарантируя, что он ниже рынка. Это явный признак того, что механизм не действует», — констатировали летом в финском независимом Центре исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA).

Рекордная выручка

Уже в августе доходы от нефтяного экспорта выросли до 17,1 миллиарда долларов — это самый высокий уровень с октября 2022-го. В сентябре показатель был побит. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), Москва увеличила нефтяной экспорт от уровня августа еще на 460 тысяч баррелей в сутки — до 7,6 миллиона. В итоге получила крупнейшие доходы с июля 2022 года — 18,8 миллиарда долларов.

«Это произошло, благодаря сочетанию роста общих объемов и повышению средневзвешенных цен на российские нефтепродукты и нефть (плюс восемь долларов за баррель в месячном исчислении)», — говорится в сентябрьском докладе организации.

По оценкам агентства, доходы от экспорта нефти выросли сильнее (на 1,5 миллиарда долларов), чем от поставок нефтепродуктов. Хотя в целом выручка от экспорта осталась на 2,6 миллиарда долларов ниже уровня прошлого года.

Агентство поясняет, что общий рост экспорта отразил увеличение поставок нефтепродуктов на 220 тысяч баррелей в сутки в месячном исчислении и примерно на 250 тысяч баррелей в сутки нефти. Общий объем поставок в сентябре был выше на 100 тысяч баррелей в сутки по сравнению с сентябрем 2022 года.

По данным аналитических фирм Vortexa и Kpler с января по сентябрь Россия поставляла морским транспортом в среднем 1,3 миллиона баррелей в сутки. Общий объем поставок нефти из России вырос за этот период более чем на 400 тысяч баррелей в сутки по сравнению с годом ранее. В первую очередь, это поставки российской Urals, которая потекла вместо Европы в Индию и Китай.

Покупатели в плюсе

По данным МЭА, Китай и Индия по-прежнему покупают большую часть российской нефти. Так, например, экспорт, предназначенный для Китая, вырос на 270 тысяч баррелей в сутки.

Для ключевых покупателей российский импорт оказался максимально выгодным. Как подсчитало Reuters на основе данных трейдеров и компаний по отслеживанию перемещения судов, Китай сэкономил в этом году почти 10 миллиардов долларов за счет рекордных закупок нефти в странах, находящихся под западными санкциями.

Выгодные условия для нефтеперерабатывающих предприятий в Китае стали «непреднамеренным последствием санкций», введенных Соединенными Штатами и другими странами в отношении России, Ирана и Венесуэлы. Особенно активизировались мелкие независимые китайские нефтепереработчики, известные как «самовары».

По данным Vortexa и Kpler, отслеживающих перемещение нефтетанкеров, Китай получает морем из Ирана, России и Венесуэлы рекордные 2,765 миллиона баррелей в день. На эти три страны с января по сентябрь пришлась четверть всего китайского нефтяного импорта. Это вдвое больше, чем в 2020 году. Таким образом, страны-производители подсанкционной нефти вытеснили с этого рынка альтернативных поставщиков из Ближнего Востока, Западной Африки и Южной Америки.

Доля российской нефти в импорте Индии достигла 38 процентов в сентябре 2023 года — страна практически удвоила объемы в годовом выражении. А по сравнению с августом государственные НПЗ, на которые приходится две трети закупок, в сентябре нарастили импорт из России на четверть.

По данным Vortexa, индийские нефтеперерабатывающие заводы покупали в сентябре в среднем 1,56 миллиона баррелей Urals. Для сравнения, год назад — 865 тысяч баррелей. У Kpler данные по индийскому импорту российской нефти в сентябре еще выше — 1,8 миллиона баррелей в день.

Аналитики ждут, что индийский импорт из России приблизится к отметке в 2 миллиона баррелей в сутки, как только НПЗ завершат техническое обслуживание установок к концу октября.

На очереди новые покупатели. Пакистан (в июле он впервые получил российскую нефть по морю), в ближайшие несколько лет намерен увеличить ее долю в своем импорте почти до 30 процентов. Временный федеральный министр энергетики Пакистана Мухаммад Али также сообщил, что оплачивать поставки будут не долларами, а другими валютами.

Европа закупилась

Европа, тем временем, продолжает скупать российскую «санкционку» через посредников. Так, например, Индия обеспечила дизельным топливом уже половину европейского спроса.

То, что российская нефть давно течет в Евросоюз через черный ход, еще в мае признал глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Он призывал ЕС принять жесткие меры в отношении импорта индийского топлива, произведенного из российской нефти. И признал, что главная задача — сократить доходы Москвы от нефтепереработки — похоже, провалена.

«Дизельное топливо или бензин, добываемое из российской нефти, попадает в Европу в обход санкций. Индия стала центром переработки и продает нам конечный продукт. Экспорт российской нефти удивительно стабилен с тех пор, как был введен ценовой предел», — возмущался евродипломат.

С тех пор мало что поменялось. Более того, за первые полгода импорт нефтепродуктов из Индии в одну только Германию увеличился многократно.

По данным Федерального статистического управления ФРГ, в январе — июле 2023-го он вырос более чем в 12 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Закупают в основном газойль, используемый для производства дизельного и печного топлива. В 2023-м Берлин потратил на это 451 миллион евро — на 1100 процентов больше, чем годом ранее.

Основные бенефициары схемы — крупные индийские нефтедобытчики и НПЗ. Выгоду извлекают и российские инвесторы — владельцы крупнейших нефтеперерабатывающих заводов Индии. Так, 49 процентов акций второго по величине НПЗ страны Nayara Energy принадлежит «Роснефти».

Как отмечает Spiegel, Германия фактически «подрывает собственное эмбарго» и вводит европейских партнеров в заблуждение относительно выполнения антироссийских санкций.

В Минэкономики ФРГ сообщили лишь, что об этих цифрах ведомству известно, но «российскую нефть Европа не импортирует». С газом та же история. Власти ФРГ сообщили, что не могут сказать, поступает ли он из России и в каких объемах. Cослались на то, что сделки заключают частные компании, а не федеральное правительство, и отследить поставки невозможно.

1prime.ru

Прогноз биржевых цен на 20 октября 2023

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
"Газпром" создал в хранилищах рекордный оперативный резерв газа к зиме
"Газпром" создал к зиме рекордный оперативный резерв газа в 73,034 млрд кубов
Shell будет судиться с Venture Global из-за нарушения контрактов по СПГ
Shell начинает арбитражные слушания с Venture Global, заявил глава Shell