Экспорт бензина из Китая достиг рекордного значения
Экспорт бензина из Китая в июне достиг исторического максимума, так как китайские НПЗ активно поставляют избыточное топливо за рубеж, чтобы разгрузить заполненные хранилища.
В июне Китай экспортировал 1,1 млн тонн бензина, то есть примерно 269 000 баррелей в день. Данный показатель на 42% превышает уровень предыдущего месяца и более чем в два раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года, согласно данным, опубликованным в четверг Главной таможенной администрацией КНР.
Поскольку производство бензина в Китае опережает спрос, неудивительно, что экспорт этого топлива резко увеличивается, отмечают аналитики.
«Проблема не в потреблении, которое находится на высоком уровне. Просто НПЗ производят больше, чем нужно», — заметил Питер Ли, нефтегазовый аналитик BMI Research.
Инвесторов беспокоит, что наращивание китайского экспорта нефтепродуктов приводит к снижению региональной маржи нефтепереработки. Так, в 1-м квартале текущего года эта маржа составила примерно 5-6 долларов за баррель, однако в 3-м квартале она может снизиться примерно до 3 долларов за баррель, считает аналитик CLSA Нельсон Ванг.
«Снижение маржи означает, что НПЗ Китая, Южной Кореи и Японии будут вынуждены в 3-м квартале сократить производство. В крайнем случае они это сделают в начале 4-го квартала», — полагает Ли.
В значительной мере рост экспорта нефтепродуктов из КНР вызван изменениями в регулировании китайской нефтеперерабатывающей отрасли. Власти Китая более чем удвоили квоту на продажу нефтепродуктов НПЗ за рубеж, согласно данным Energy Aspects.
Еще одной причиной высокого экспорта стала активность независимых китайских НПЗ, так называемых «самоваров». В прошлом году Пекин впервые разрешил «самоварам» напрямую импортировать нефть, тогда как ранее им приходилось исключительно закупать ее по более высоким ценам у китайских нефтяных компаний.
Увеличение производства независимых НПЗ усилило их конкуренцию на внутреннем рынке с такими государственными компаниями как Sinopec и China National Petroleum Corp., что также содействовало экспорту.
В июне Китай экспортировал 1,1 млн тонн дизельного топлива, что на 64% превышает показатель годичной давности. Экспорт дизельного топлива из Китая в первом полугодии более чем утроился до 6,6 млн тонн.
Однако аналитики обеспокоены не только скачком экспорта китайских нефтепродуктов. В июне импорт нефти в Китай упал до 5-месячного минимума 30,62 млн тонн. Данная отметка на 3,8% превышает уровень годичной давности. В целом в первой половине года импорт нефти в Китай возрос на 14,2% до 186,5 млн тонн.
Снижение ввоза нефти в основном связано с увеличением времени транспортировки ввиду перегруженности портов, а также с плановыми техническими работами на некоторых НПЗ, сообщили аналитики.
«Многие ‘самовары’ уже использовали значительную часть квот (на импорт) в начале года, поэтому логично ожидать снижения их покупок», — отметил Ванг.
Однако от НПЗ теперь требуется поддерживать запасы нефти на уровне, достаточном для удовлетворения потребностей в течение 15 дней. Это обстоятельство в сочетании с мерами властей по пополнению стратегических нефтяных резервов может поддержать спрос на нефть в Китае в следующие месяцы на высоком уровне.