Доход от экспорта нефти Ливии в январе 2020 г. упал до нуля
Потери бюджета Ливии от приостановки экспорта нефти уже достигли 1,77 млрд долл. США.
Поступления в бюджет Ливии от экспорта нефти в январе 2020 г. сократились до 0 из-за захвата портов Ливийской национальной армией (ЛНА) во главе с командующим Х. Хафтаром, снижение добычи и приостановка экспорта нефти в стране привела к прямым потерям в размере более 2,5 млрд ливийских динаров (1,77 млрд долл. США).
Такие данные приводит в своем отчете Центробанк Ливии.
Центробанк Ливии призывает всех незамедлительно восстановить нефтедобычу и экспорт нефти, поскольку потеря единственного источника дохода государства ведет к политическому, экономическому и социальному кризису в стране.
Приостановка добычи нефти и ее экспорта стали причиной потери более 1,77 млрд долл. США прямых доходов, а также непрямых доходов за январь 2020 г.
Кроме того, в своем отчете ЦБ отметил, что казна Ливии не получила никаких доходов от продажи топлива на местном рынке.
При этом доходы от продажи нефти в декабре 2019 г. в размере 2,47 млрд динаров были получены в январе 2020 г.
В январе 2020 г. Национальная нефтяная компания Ливии (NOC) со штаб-квартирой в г. Триполи объявила режим форс-мажора в связи с остановкой экспорта нефти из 5ти портов — Брега, Рас-Лануф, Харига, Зуейтина и Сидра.
Процесс отгрузки нефти в них был приостановлен по распоряжению командующего ЛНА Х. Хафтара в середине января 2020 г.
Это привело к тому, что 8 февраля 2020 г. NOC сообщила, что добыча нефти в Ливии в результате блокирования нефтяных портов снизилась до 181,5 тыс. барр./сутки (нормальный уровень — 1,22 млн барр./сутки), а потери уже тогда превысили 1 млрд долл.
После свержения и убийства ливийского лидера М. Каддафи в 2011 г. в результате устроенной США революции, процветающая ранее Ливия находится в политическом кризисе.
Страна фактически перестала функционировать как единое государство, а средством борьбы уже многие годы является захват или блокирование нефтяной инфраструктуры.
Ситуацию усугубляет, что в Ливии живет много разношерстных племен, которых М. Каддафи в свое время удалось объединить.
Правительства национального согласия (ПНС) , сформированное при поддержке ООН и Евросоюза и возглавляемое Ф. Сарраджем, базируется в столице Ливии, г. Триполи.
Его действия вызывают недовольство кабмином совместно с палатой представителей (парламентом), которые поддерживаются ЛНА маршала Х. Хафтара на востоке Ливии.
Восток Ливии считает, доходы от нефтедобычи распределяются несправедливо, уходя по большей части на контролируемый ПНС запад Ливии.
В Ливии, а также Сирии переплелись интересы России и Турции, что привело к обострению отношений 2х стран.
Целью Турции в Ливии является контроль крупных нефтяных месторождений и морских терминалов на побережье страны.
РФ в свою очередь негласно поддерживает ЛНА, в Ливии, как и в Сирии, работают российские наемники.
Турция настроена достаточно серьезно и намерена построить военную базу недалеко от г. Триполи, разместив там спецназ и подразделения турецких ВМС.
Туда уже начали стягиваться боевики из Сирии, где в свою очередь РФ поддерживает официальное правительство в лице Б. аль-Ассада.
О недовольстве Турции говорит недавний визит президента Р. Эрдогана на Украину, где он заявил, что не признает Крым российским и следит за ситуаций вокруг крымских татар.
И Ливия, и Сирия ранее были частью Османской империи, где современная Турция очень хочет восстановить свое влияние.
Несмотря на тесное сотрудничество в энергетике с РФ, Турция жестко действует в своих интересах, не боясь испортить отношения с Россией.
Чего только стоит сбитый на границе Турции и Сирии российский бомбардировщик Су-24 в 2015 г. и убийство российского дипломата А. Карлова в Турции в 2016 г.
Если учитывать, что Россия и Турция за всю историю воевали более 10 раз, то для стран это нормальное состояние, даже если это гибридные войны.
Вопрос в том, чем на военную базу Турции в Ливии ответит Россия.
Роснефть в 4 раза увеличила объемы реализации авиатоплива в зарубежных аэропортах в 2020 г.