Дирижабли в битве за Арктику

Использование дирижаблей и аэростатов в военных целях началось в нашей стране в прошлом веке. К началу Великой Отечественной войны Красная армия располагала 6 полками и 10 отдельными воздухоплавательными дивизионами. Дирижабли применялись для подготовки парашютистов и транспортных перевозок, использовались в противовоздушной обороне и закрывали собой небо над столицей.

В годы Второй мировой войны американцы применяли аэростаты для поиска и уничтожения германских подводных лодок. К лету 1943 года действовали около 150 гелиевых дирижаблей США, вооруженных радарами, пушками и глубинными бомбами.

В послевоенные годы эти аппараты были выведены из состава ВВС, так как в них использовался взрывоопасный газ, однако в 1986 году их вновь задействовали для круглосуточного освещения стройплощадки на месте сооружения саркофага над разрушенным четвертым энергоблоком Чернобыльской АЭС.

До сих пор идея использовать эти аппараты возникает во многих странах. Тем более что для их построения теперь может использоваться многослойная композитная ткань и другие новейшие материалы и оборудование. Композитные материалы способны обеспечивать дирижаблю малозаметность для систем ПВО, аппарат становится «прозрачным» для радиоволн и не излучает тепла. Оболочки же наполняются не взрывоопасным водородом, как раньше, а негорючим гелием. В современных дирижаблях также применяются система автопилотирования и другое высокотехнологичное оборудование.

Вспомнили о данных летательных аппаратах и за океаном. В Пентагоне заявляют о возможности использования таких устройств в своей системе ПРО. Группировка беспилотных боевых дирижаблей может быть задействована для прикрытия Вашингтона от ракетных атак, считают американские военные. В интересах вооруженных сил аэростаты с комплектом разведывательной аппаратуры применялись в ходе боевых действий в Ираке и Афганистане. Такие аппараты могли в течение двух недель «висеть» в воздухе и не требовать обслуживания.

Программы создания боевых дирижаблей в интересах вооруженных сил есть у многих развитых государств. Возможно создание не только пилотируемых, но и беспилотных дирижаблей. Достоинства летательных аппаратов очевидны – большая грузоподъемность и дальность беспосадочных перелетов, меньший, чем у самолетов и вертолетов, расход топлива, высокая надежность, длительность нахождения в воздухе. Кроме того, для дирижаблей не нужна взлетно-посадочная полоса – запустить его можно практически с любой более или менее ровной площадки. К недостаткам же относятся низкая скорость до 160 км/ч и слабая маневренность.

В Арктике дирижабли-беспилотники могут использоваться как для контроля нефтяных и газовых месторождений и магистралей, так и для военных целей. Последнее предусматривает «дорожная карта», которую подготовила Военно-промышленная комиссия при правительстве РФ. Напомним, что до 2025 года из госбюджета России на развитие Арктики будет направлено 156 млрд руб. Об этом глава правительства Дмитрий Медведев год назад сообщил в ходе обсуждения обновленного проекта госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ». Однако президент РФ Владимир Путин поручил изменить текст программы, указав, что большая часть государственных средств для Арктики, почти 90 млрд руб., будет направлена по линии Минобороны РФ.

Богатейшая территория Крайнего Севера становится очередным фронтом противостояния великих держав, минимальные запасы нефти в северных ледовых широтах оцениваются в 90 млрд барр., а потенциальные запасы природного газа могут составлять около 25% от общемировых. Учитывая быстрое истощение мировых ресурсов, контроль над Арктическим регионом становится вопросом не только геополитики, но и выживания в будущем многополярном мире.

В укреплении своих позиций в Арктике России предстоит конкурировать прежде всего с США, Канадой, Данией и Норвегией. О своих интересах в этом регионе заявляют и другие государства – Китай, Южная Корея, Нидерланды, Франция, Германия, Швеция и Великобритания. Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу при этом уже четко указал, что Арктика принадлежит большей частью Российской Федерации. Глава военного ведомства заявил о том, что военное присутствие России в Арктике и возможность защиты государственных интересов нашей страны средствами вооруженной борьбы предполагаются общей национальной политикой обеспечения безопасности России

Развитые страны, не имеющие непосредственного выхода к заполярным областям, по мнению Сергея Шойгу, будут стремиться и в будущем осваивать богатый природными ресурсами стратегический северный регион. Эти страны предпринимают значительные политические и военно-экономические шаги в этом направлении. Расходы США и Канады на расширение их военного присутствия в Арктике за последние шесть лет увеличились примерно на треть, Дании и Норвегии – на 20%.

Но интересы США в регионе определяются не только ресурсами. Вашингтону выгодно разместить в Арктике системы противоракетной обороны, в том числе и с применением дирижаблей и аэростатов, и важно демонстрировать здесь свое военное присутствие.

nvo.ng.ru

 

Читайте прогноз ценовых колебаний с 27 по 31 августа 2018.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Экспорт СПГ из США в Европу будет расти по мере роста цен на газ в Европе
В то время как базовые цены на природный газ в Европе достигли годового максимума, их премия по отношению к базовым ценам на газ в США значительно превысила средние показатели за 2024 год, что свидетельствует о том, что американские экспортеры СПГ, вероятно, еще больше увеличат поставки в Европу, чтобы воспользоваться преимуществами растущего спрэда.
Азиатский СПГ достиг максимума в этом году
Спотовые цены на сжиженный природный газ в Северной Азии подскочили до самого высокого уровня в этом году на фоне усиления конкуренции со стороны Европы за топливо для тепло- и электростанций.