Черное золото Черного континента — последняя «большая нефть» в мире?

Еще сравнительно недавно Африку считали «забытым континентом», но теперь это последний энергетический рубеж планеты

Африканские недра по-прежнему обещают щедрое вознаграждение инвесторам, готовым идти на риск, утверждает аналитик портала OilPrice Сэм Кеннеди в своей недавней статье «Крупнейшее нефтяное открытие этого года может случиться здесь». Речь идет о Намибии — стране, где никогда не добывалась нефть, но ее потенциальными ресурсами уже заинтересовались самые разные игроки от гиганта Exxon до небольших нефтяных стартапов.

«Нигде в мире нет такого же большого потенциала, как в Африке», — заявил в интервью OilРrice.com Джей Парк, исполнительный директор британской компании Reconnaissance Energy Africa, участвующей в освоении нефтегазового бассейна Каванго, расположенного на границе Намибии и Ботсваны, с потенциальными запасами 18,2 млрд баррелей нефти.

Еще сравнительно недавно Африку считали «забытым континентом»: в 2000 году влиятельный журнал The Economist называл его «безнадежным», но с тех пор многое изменилось.

Сегодня на Африку уже приходится 7,5% разведанных мировых запасов нефти, утверждалось в прошлогоднем обзоре международной аудиторской группы Deloitte, в котором Черный континент был назван последним энергетическим рубежом планеты.

На данный момент в Африке присутствует две группы нефтяных стран. С одной стороны, это старые игроки — Нигерия, Ангола, Демократическая Республика Конго и Экваториальная Гвинея, однако интересы небольших компаний, которые сегодня приступают к исследованию африканских недр, сосредоточены в таких новых территориях, как Гана, Уганда, Мозамбик, Танзания и Намибия. Здесь и пролегает тот самый рубеж, за которым могут скрываться невероятные углеводородные богатства.

«Африканский континент крайне недооценен. В странах ОЭСР стоимость ресурсов, залегающих в недрах, составляет порядка $300 тысяч на квадратную милю — в Африке это всего лишь $60 тысяч.

Причина заключается либо в том, что Африка лишена достойной доли в мировых ресурсах, либо в том, что они еще не обнаружены. Я проголосовал своими деньгами за последний вариант, поскольку Африка практически не исследована в сравнении с остальным миром», — утверждает Джей Парк, который до того, как стать инвестором, работал юристом в области добычи нефти и газа.

Новые «звезды»

Наиболее значительными объемами добычи нефти среди новых африканских «звезд» может, согласно оценке Deloitte, похвастаться Гана, которая выдает лицензии на офшорную добычу с конца 2018 года и уже привлекает крупнейшие компании из самых разных стран. Все они рассчитывают на победу в борьбе за масштабное месторождение «Юбилейное», которое было открыто в 2007 году и управляется ирландско-британской геологоразведочной компанией Tullow Oil.

Мозамбик — еще один новый игрок на африканской углеводородной сцене — обладает крупнейшими на континенте запасами газа и самым большим пока неиспользуемым потенциалом его добычи. Сейчас Мозамбик планирует реализовать масштабный СПГ-проект в бассейне Ровума: ожидается, что производство на нем начнется примерно в 2022 году.

Танзания — самая быстрорастущая экономика среди новых нефтегазовых стран Африки — имеет вторые после Мозамбика запасы газа. Уганда благодаря открытию крупных залежей нефти в 2006 году вышла на пятое место в Африке по объему природных ресурсов — добыча первой нефти в этой страны намечена на следующий год.

Последней по времени к этой компании присоединилась Намибия.

Нефтяной потенциал этой страны в территориальном масштабе сейчас оценивается выше, чем у американского сланцевого бассейна Игл-Форд, благодаря которому США снова стали нефтяным экспортером, сопоставимым с ОПЕК.

В Намибии никогда не добывалось ни единого барреля нефти, однако ее потенциалом заинтересовался даже такой гигант, как Exxon, который в прошлом году приобрел у правительства страны право на разведку части атлантического шельфа площадью 28 тысяч кв. км. Разведочный блок простирается на 135 миль от побережья Намибии, глубины доходят до 4 км; ожидается, что работы на нем начнутся к концу текущего года.

Потенциал сухопутной добычи в Намибии также впечатляет: он сосредоточен прежде всего в бассейне Каванго площадью более 25 тысяч кв. км. Считается, что это ответвление огромного осадочного бассейна Кару в ЮАР площадью 600 тысяч кв. км, или две трети площади этой страны. На его территории расположено масштабное месторождение «Уайтхилл Пермиан» компании Shell.

Компания Reconnaissance Energy (ReCon) Africa уже выкупила право на освоение всего бассейна Каванго, получив в нем долю в 90% (остальные 10% принадлежат правительству Намибии) с четырехлетней лицензией на разведку и 25-летней лицензией на добычу сразу после открытия коммерческих запасов нефти. Для компании с рыночной капитализацией всего около $50 млн это серьезный прорыв, учитывая огромные потенциальные запасы и очень низкую ставку роялти (5%). Причем, по оценке Дэна Джарви из компании Worldwide Geochemistry, анонсированные 18 млрд баррелей запасов — это лишь небольшая часть той нефти, которая может скрываться в недрах Намибии: речь идет об объемах порядка 120 млрд баррелей.

В середине июля Recon Africa сообщила о приобретении новой лицензии на восточное ответвление бассейна Каванго на территории северо-западной Ботсваны площадью около 10 тысяч кв. км. На данный момент компания имеет финансовые ресурсы для бурения трех скважин, в этом году уже приобретена первая буровая установка.

Насколько рискован новый нефтяной рубеж?

Как в случае со старыми нефтяными странами Африки наподобие Нигерии и Анголы, так и в случае с восходящими «звездами», участие инвесторов проектах всегда сдерживали связанные с ними регуляторные риски. Джей Парк утверждает, что именно этот фактор является принципиальным для нефтяной индустрии любой страны, исходя из своего опыта предыдущей работы выявления и формирования дружественных для инвесторов режимов нефтедобычи в разных странах от Африки до Южной Америки.

Африка, по мнению Парка, в этом отношении слишком сильно отстает от остального мира — это следствие политики государств, которые формируют для инвесторов слишком сложные и отягощенные налогами режимы.

Кроме того, африканские страны неспособны давать гарантии инвесторам, которые хотят иметь уверенность, что их открытия обратятся в деньги.

Группа Deloitte также высоко оценивает африканские риски: компаниям необходимо планировать абсолютно все: от регуляторных и политических барьеров до проблем с партнерами и поставщиками, вопросами защиты окружающей среды и трудовых ресурсов, а также учитывать имеющие первоочередную значимость проблемы инфраструктуры. Кроме того, высокими остаются макрориски работы в Африке: политические, связанные с безопасностью, качеством управления, структурой экономик, ликвидностью отдельных стран и курсами их валют.

По мнению Джея Парка, у Намибии в данный момент имеются все подходящие условия для вхождения инвесторов: хороший потенциал недр, хорошие налоговые условия (включая ставку корпоративного дохода на прибыль от нефтяных ресурсов) и хороший политический режим. Облегчает ситуацию и то, что раньше в стране вообще не было открытий месторождений нефти. В качестве сопоставимого примера глава Recon Africa приводит Суринам — небольшую латиноамериканскую страну, которая тоже считается «сверхновой звездой» мировой нефтедобычи: «Вероятно, еще два месяца назад вы и не знали о том, что Суринам существует на мировой нефтяной карте. Теперь же она у всех на устах, и это сулит гораздо меньше возможностей для новых игроков. Намибия же только заявляет о себе в качестве одного из важнейших мест будущей добычи, и пока это совершенно нетронутая территория».

oilcapital.ru

 

Прогноз биржевых цен на 3 сентября 2020

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Российская нефть вновь начала поступать в Белоруссию (Видео)
Возобновление поставок нефти из России в Белоруссию по нефтепроводу «Дружба» произошло в субботу. Об этом сообщает госагентство Белта.
В Словакии раскритиковали идею Зеленского по транзиту российского газа (Видео)
Против антироссийских санкций выступили и в Братиславе. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо назвал ограничения ЕС в отношении атомной энергетики неприемлемыми и пригрозил их заблокировать.