Борьба за Арктику обостряется
Западные СМИ уделяют все большее внимание разворачивающейся «битве за Арктику» — важнейшем геополитическом сражении 21 века. Аналитики признают, что в этом новом «арктическом походе» Россия и Китай сумели перехватить инициативу, в то время как страны Запада во главе с США «проморгали» Арктику.
Хотя о новом геополитическом значении Арктики пишут уже несколько лет, важнейший импульс этой теме дал визит Владимира Путина на Ямал в декабре прошлого года, когда была успешно запущена первая очередь завода «Ямал СПГ» и был отправлен первый танкер со сжиженным природным газом на азиатские рынки. Также в 2017 году российский танкер доставил СПГ по Севморпути из Норвегии в Южную Корею без сопровождения ледокола. Это стало возможным благодаря глобальному потеплению, которое открыло для судоходства ранее скованные льдами воды Северного Ледовитого океана. По прогнозам специалистов, уже к 2030 году беспрепятственная навигация станет доступной в летние месяцы. Это будет иметь колоссальные экономические и геополитические последствия: северный морской путь из Китая в Западную Европу станет на 10-15 дней короче традиционного маршрута через Индийский океан и Суэцкий канал. Кроме того, под арктическими льдами могут находиться до 30% мировых запасов неразведанного газа и нефти, не говоря о редкоземельных металлах, алмазах и рыбных ресурсах. Арктика уже сейчас представляет громадный интерес не только для стран арктической зоны, прежде всего России, США, Канады и Норвегии, но и для других мировых игроков, таких как Китай.
Для России этот регион с точки зрения нефтегазовых ресурсов и судоходства имеет жизненно важное значение, и свою сферу влияния в Арктике она никому уступать не намерена. Именно поэтому Россия создает здесь новые военные базы и строит систему противоракетной обороны. По мнению экспертов, Россия значительно опередила США в области военно-стратегического освоения Арктики. Вашингтон, хотя и с запозданием, также включился в гонку за арктические ресурсы. Министр обороны Джеймс Мэттис назвал Арктику регионом исключительной стратегической важности для Америки как с экономической, так и военной точки зрения, а президент Дональд Трамп принял первые шаги по отмене введенного Бараком Обамой запрета на бурение в Арктике и на Аляске. Наблюдатели отмечают, что США до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву, что затрудняет выработку международных соглашений по Арктике. Это означает также, что США могут доказывать свое право на континентальный шельф Арктики с позиции силы — в обход международного права. Всего США имеют три ледокола, но на ходу лишь два, и ни один из них не является атомным. Основной ледокол «Полярная звезда» построен в далеком 1976 году. Для сравнения, Россия имеет более 40 ледоколов, включая пять атомных. По 6-7 ледоколов у Финляндии, Швеции и Канады, но ни один из них не является тяжелым. Кроме того, Россия активно строит СПГ-танкеры ледового класса. В начале этого года танкер-газовоз «Эдуард Толль» стал первым танкером, прошедшим по Севморпути без сопровождения ледокола, поскольку сам способен разбивать льды толщиной до двух метров. Головным судном этой серии является газовоз «Кристоф де Маржери», который был построен в ноябре 2016 года, а всего на воду в России будет спущено на воду 15 СПГ-танкеров ледового класса.
Наблюдатели обращают внимание на то, что правовой статус Арктики, в отличие от Антарктиды, пока не урегулирован. Многие государства, в первую очередь Россия, выдвигают претензии на новые участки арктической зоны. Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года устанавливает ширину территориального моря (включая дно и недра) в 12 миль, исключительную экономическую зону — в 200 морских миль. При этом режим плавания по трассам Севморпути исторически рассматривается как национальная транспортная коммуникация России. Свои претензии на дополнительные акватории и шельф Северного Ледовитого океана готовы выставить не только Россия, но также Канада, Дания (Гренландия), США и Норвегия. Однако РФ наиболее активно настаивает на расширении границ своего континентального шельфа в Арктике за счет присоединения подводного хребта Ломоносова, соответствующая заявка подана в ООН. Западные СМИ цитируют в этой связи заявление Владимира Путина, что в этом и следующем столетии Россия будет прирастать Арктикой. В 2007 году российские исследователи установили в районе Северного полюса на глубине свыше четырех километров российский флаг, а в 2014 году Россия провела крупнейшие арктические маневры, в которых приняли участие 40 тысяч военнослужащих, 50 боевых кораблей и свыше 100 самолетов. Это чрезвычайно встревожило страны НАТО, поскольку совпало по времени с конфликтом на Юго-Востоке Украины. По данным датских спецслужб, Россия модернизировала шесть военных баз на арктических островах и разместила на них тактическую авиацию. Кроме того, в Северном ледовитом океане размещена основная часть российских атомных подводных лодок и ледоколов. Американский сайт «Дифенс энд Аэроспейс рипорт» (Defense & Aerospace Report) сообщил, что Россия введет в 2020 году в строй два ледокола, оснащенных крылатыми ракетами.
Китай также стремится нарастить свое присутствие в арктическом регионе и строит свой второй ледокол. В январе 2018 года Пекин впервые официально озвучил свои стратегические цели в Арктике: КНР «является страной приарктической зоны» и будет активно инвестировать в этот регион, в том числе направлять суда в северные экспедиции с тем, чтобы подготовить к эксплуатации «полярный шелковый путь». Китай также заинтересован в нефтегазовых, редкоземельных и рыбных богатствах региона. Наблюдатели отмечают, что Китай приобрел 20% в проекте «Ямал СПГ». Особенно привлекателен для китайцев Северный морской путь в Европу, который позволяет сократить маршрут на 2-3 недели и позволяет обойти нестабильные зоны Южной Азии и Ближнего Востока. Пробный рейс Шанхай-Роттердам показал, что этот путь на одну треть короче южного маршрута. Новозеландская исследовательница Анн-Мари Брэди в книге «Китай как великая арктическая держава» (China as a Polar Great Power) пишет, что на сегодняшний день Китай выделяет больше средств на освоение Арктики, чем все остальные страны, в том числе на новые полярные базы, морскую инфраструктуру, строительство ледоколов и спутниковую связь. Брэди отмечает большие геополитические амбиции Китая, которые планомерно осваивает Арктику в масштабах, которым могут позавидовать ведущие державы мира.
В последние месяцы западные СМИ все больше нагнетают воинственную риторику вокруг Арктики, заголовки пестрят угрозами: «Холодная война в Арктике» (Зюддойче Цайтунг), «Умереть за Шпицберген» (Вельт), «Ледяные войны» (Си-Эн-Эн), «Россия и Америка готовятся к войне за Арктику» (Рейтер) и т.д. При этом многие аналитики считают, что значение Арктики пока сильно преувеличено, а громкие заявления по этой теме носят скорее пропагандистский характер. Этот регион по-прежнему труднодоступен, суровый климат мешает строительству городов и военных баз. Северный морской путь замерзает зимой, а судоходство по нему ограничено летним периодом. Разработка нефтегазовых и других месторождений на глубоководном шельфе Арктики пока не оправдывает себя с экономической и технологической точек зрения. Эксперты предостерегают от излишнего оптимизма: Северный морской путь еще надо подготовить для навигации, необходимо построить много судоремонтных и спасательных станций. Перенаправить на север десятки тысяч судов, которые идут сегодня через Суэцкий канал, представляется пока нереальным. Только крупные международные консорциумы могут себе позволить арктические проекты, и это делает необходимым сотрудничество многих стран. Вот почему взаимодействие в Арктике, этом последнем «неосвоенном» регионе мира абсолютно необходимо. С 1996 года активно функционирует «Арктический совет» — региональная организация, в которую входят восемь стран (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США). Пока что они согласуют экологические, спасательные, исследовательские и гуманитарные проекты, однако со временем сфера взаимодействия может расшириться. Председатель Мюнхенской международной конференции по безопасности Вольфганг Ишингер считает, что в период резкого обострения отношений между Востоком и Западом именно Арктика может стать объединяющей темой, все страны заинтересованы в экономическом сотрудничестве на этом геополитическом участке. Вместе с тем, по мнению Ишингера, Арктика может стать ареной острого военного противостояния, и надо сделать все, чтобы избежать конфронтации.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 6 по 10 августа 2018.