«Большая нефть» вновь готова тратить
Крупные нефтяные и газовые компании ищут новые возможности для инвестирования, пытаясь извлечь выгоду из будущего роста спроса на нефть. Уверенность инвесторов в долгосрочных операциях предполагает, что они убеждены в том, что худшее позади.
NASDAQ со ссылкой на Wall Street Journal сообщает о том, что энергетические компании в этом году уже объявили о новых крупных проектах. Так, например, Chevron планирует $37 млрд новых инвестиций для увеличения добычи на месторождении Тенгиз в Казахстане.
В 2016 г. энергетические компании уже инвестировали в восемь крупных проектов по сравнению с четырьмя в 2015 г.
Президент Chevron по разведке и добыче в Европе, Евразии и на Ближнем Востоке Тодд Леви сказал, что это «прекрасное время, чтобы осуществить этот вид инвестиций».
Проект Тенгиз находится под управлением консорциума, куда входят Chevron, Exxon, «ЛУКойл» и «КазМунайГаз». Отдача от проекта начнет поступать только в 2022 г., когда можно будет продать на рынке первую нефть.
Такой подход предполагает значительное изменение настроений, так как в начале года нефтяные компании были заинтересованы в сохранении денежных средств, а не в развертывании новых проектов.
В 2015 г. компании отказались от новых проектов на $380 млрд, а снижение расходов сократило будущие объемы добычи нефти на 27 млрд баррелей.
Тем не менее после достижения многолетних минимумов на рынке нефти началось ралли, толкнувшее цены выше $50 за бочку Brent. Недавние перебои с поставками в различных регионах также напомнили инвесторам, что равновесие в нефтяной промышленности – это очень хрупкий фактор.
Всего в течение нескольких недель перенасыщение рынка превратилось в дефицит, хотя потом избыток вернулся вновь.
Агрессивное сокращение эксплуатационных расходов привело к тому, что сейчас, при стоимости нефти на уровне $50 за баррель, компании вновь начали приносить прибыль. Учитывая прогнозы на ближайшие 12-18 месяцев, крупные нефтяные компании вновь сосредоточатся на долгосрочных проектах.
По мнению аналитиков, после заявления Chevron ее примеру последуют другие нефтяные компании, чтобы не быть проигравшими в новой гонке.
Скорее всего, мы также увидим некоторое возрождение сланцевой промышленности США, так как добыча сланцевой нефти требует меньших стартовых инвестиций, при этом прибыль можно получить практически сразу. С другой стороны, сланцевые скважины существуют всего пару лет, тогда как крупные проекты живут в течение десятилетий.
Тем не менее крупные нефтяные компании все еще проявляют осторожность, поскольку уверенности в сохранении даже нынешних цен нет. Это понимают и многочисленные сланцевые компании в США, которые ждут дальнейшего роста и готовы начать бурение. Если это произойдет, цены рухнут вновь, а долгосрочные проекты вновь будут свернуты.
Если цены не упадут, то новые инвестиционные решения крупных компаний окажутся мудрым поступком. Но если рынок вновь просядет, нагрузка на их балансы вырастет слишком сильно, что вряд ли понравится акционерам.