Бензиновый кризис по-шымкентски

Постигший страну кризис с соляркой и бензином владельцы автозаправок Южного Казахстана объясняют влиянием китайских владельцев шымкентского нефтеперерабатывающего завода.
По оценке представителей «Жагар Жанармай», ассоциации автозаправщиков Южного Казахстана, в последние месяцы по части бензина и ГСМ Шымкент сидит буквально на голодном пайке.
При еженедельной потребности порядка в 90 тонн горючего на автозаправочные станции поступает лишь 5-6 тонн жидкого топлива. Солярка в город не приходит вообще, и уже пару недель стоимость дизтоплива догоняет, а нередко и превышает цены на высокооктановый бензин.
И хотя руководители ассоциации автозаправщиков признают, что главная причина очередного бензинового кризиса вызвана в первую очередь ситуацией на международном рынке ГСМ и нефти, однако по их убеждению в Шымкенте ситуация усугубляется еще и местными факторами.
Среди которых на первом месте — политика китайских владельцев шымкентского НПЗ «ПетроКазахстан».
Разговор о том, что пользуясь повышенным спросом на международном рынке ГСМ, отечественные нефтепереработчики предпочитают экспортировать бензин и ГСМ в ущерб внутреннему рынку, в общем-то, не нов. Тем более что это обстоятельство в компетенции исключительно правительства. Которое, кстати, со второй декады мая ввело запрет на экспорт нефтепродуктов из Казахстана.
В целом, по мнению южно-казахстанских автозаправщиков, нацеленность шымкентского завода на экспорт
ГСМ можно было бы предотвратить и без вмешательства правительства, но только, если бы сбыт продукции «ПетроКазахстан» находился в руках казахстанских совладельцев завода. Напомним, «ПетроКазахстан» сейчас официально находится в совместном казахстанско-китайском владении, где нашу сторону представляет «Казмунайгаз», в доле которого остается до половины активов НПЗ.
Как сообщает Gazeta.kz, однако именно сбыт продукции контролируется китайскими партнерами. Этот момент был одним из принципиальных, когда китайцы приобретали завод, и вряд ли здесь можно что-либо изменить. Хотя, объективности ради заметим, что находись сбыт в руках казахстанской компании, вряд ли стоило бы сильно надеяться на чувства местечкового патриотизма отечественных бизнесменов, когда речь идет о миллионных прибылях.
В общем, даже тогда не обошлось бы без злоупотребления экспортом.
Ну да бог с ним, с экспортом ГСМ. Южно-казахстанские автозаправщики уверены — китайцы активно и целенаправленно работают на то, чтобы даже на внутреннем рынке оставить исключительно свою сеть АЗС. А целый ряд местных фирм заправочного сервиса попросту уморить, не отпуская им бензин и ГСМ.
Только за последний год в Шымкенте количество «китайских» автозаправок (сеть «Sinooil») возросло с 3 до 10, — подсчитали в ассоциации. И они безлимитно снабжаются бензином и ГСМ, в то время как в конкурирующие фирмы отпуск с завода производится крайне ограничено. (Хотя, и на «китайских» и на «казахстанских» АЗС отпускная стоимость бензина для автомобилистов примерно одинакова).
Таким образом, даже исключив экспорт, ситуация с розничной реализацией ГСМ на внутреннем рынке происходит под негласную диктовку иностранцев. Как-либо воздействовать на поставщика «ПетроКазахстан» отечественные автозаправщики не в состоянии. По словам президента автозаправщиков «Жагар-Жанармая» Кайтбека Камбарова полноценного договора между АЗС и «ПетроКазахстан» о поставках горючего просто нет.
— Мы были вынуждены заключить со ШНОСом (шымкентский нефтеоргсинтез — еще одно из наименований НПЗ — прим.авт) такой контракт, который больше напоминает меморандум о намерениях, — говорит К. Камбаров. -Ни на какие другие условия ШНОС просто не шел.
По этим контрактам «ПетроКазахстан» не берет на себя никаких конкретных обязательств об объемах поставок, но лишь соглашается предоставлять бензин автозаправщикам.
Как уверены автозаправщики, бензиновый кризис в Шымкенте будет лишь обостряться.
Действительно ли китайские инвесторы «ПетроКазахстан» начали передел внутреннего рынка автозаправщиков? Данный факт ни один официальный орган прокомментировать не смог. Во всяком случае антимонопольный комитет не усматривает пока никаких нарушений в действиях ни одной из сторон, считая, что все в рамках конкуренции.
Однако к автозаправщикам видимо скоро могут присоединиться и пассажирооперевозчики — владельцы и водители пассажирских автобусов.
С 1 июня проезд в Шымкенте подорожает с 30 тенге в автобусе и 40 тенге в маршрутном такси до 45 и 55 тенге соответственно. Однако даже такое подорожание, по оценке пассажироперевозчиков, уже не сможет «догнать» постоянно растущую цену на солярку.
К тому пассажирский транспорт Шымкента уже полностью испытал на себе сложившийся в городе дефицит дизтоплива — не исключено, что в ближайшее время городские маршруты будут обслуживаться максимум с 8 утра до 8 вечера. Да и то по крайне редким графикам. Водителям просто негде заправлять машины. В поисках дизтоплива им приходиться рыскать по всему городу, выстаивать многочасовые очереди. Но даже на тех АЗС, где отпускают солярку, можно купить не более 20-30 литров — впервые за много лет введены ограничения на отпуск дизтоплива «в одни руки».
Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Российская структура Shell передумала ликвидироваться
«Шелл Нефтегаз Девелопмент» решила не закрывать юрлицо — возможно, Shell допускает участие в ее в суде по иску Генпрокуратуры РФ
Танкеры с СПГ разворачиваются из Азии в Европу
Пять грузов СПГ перенаправляют из Азии в ЕС после остановки поставок российского газа в Австрию