Бензин обгоняет инфляцию
Поездка на автомобиле постепенно превращается не просто в дорогое, а уже практически в разорительное удовольствие. Статистика по росту цен на топливо напоминает сводки с поля военных действий. За неделю бензин дорожает на 0,5-1 рубль, за месяц — на все 5% в отдельных регионах. Последние данные Росстата — с начала года по 26 мая стоимость топлива увеличилась на 10,5%. По данным независимых экспертов бензинового рынка, последняя неделя мая прибавила к этому еще не менее 1,2%.
Как сообщает ИЗВЕСТИЯ. высокие цены на нефть толкают вверх и стоимость бензина. Поэтому неудивительно, что за третью неделю мая розничная стоимость топлива выросла на 0,7%, а с начала года подорожание уже достигло 10,5%. И это при том, что общенациональная инфляция за этот же период составила лишь 7,5%. В секторе оптовых поставок ситуация еще более удручающая. Так, по данным информационного центра «Кортес», наибольший рост цен на прошлой неделе отмечен на дизельное топливо, которое подорожало на 4300-4400 рублей за тонну. Цены на автомобильные бензины поднялись на 2200 рублей за тонну.
Повышение цен, понятно, вызвано мировыми ценами на нефть — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) напрямую привязан к ним. Однако этот сбор платят лишь вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которые и добывают нефть, и перерабатывают ее, и продают бензин. В такой ситуации им легче сократить издержки и выставить на своих АЗС приемлемую цену. Однако что делать независимым частникам? Они вынуждены покупать топливо у тех же ВИНК, а ресурсов снижать цену, чтобы конкурировать, все меньше и меньше. Условие для безубыточной работы частников — стоимость опта на 20% ниже, чем розницы.
Во многих регионах частники работают уже в убыток. В Волгограде второй по величине топливный оператор «Випойл» объявил о продаже своего бизнеса. Есть информация, что подумывает закрыться оператор из Татарстана — ООО «Бэнк-Ойл». Эксперты ждут, что череда банкротств продолжится.
— В ситуации, когда так гипертрофированно дорожает оптовая цена топлива, страдают в первую очередь розничные небольшие компании. Например, в апреле в Московском регионе рентабельность розничных независимых операторов была ниже допустимых минимумов. Владельцы частных АЗС на грани разорения, — говорит Людмила Лурье, ведущий специалист «Кортеса».
Крупные же нефтяные компании, понятно, оказываются в выигрыше. Ведь стоит им придержать цены, как минимум не снижая их, как через 2-3 месяца рынок бензина изменится до неузнаваемости. И соседняя частная заправка сменит свои флаги на всем известные нам флаги монополистов. И тут уже получается замкнутый круг. Ведь чем меньше участников, тем больше монополизма. О каком конкурентном рынке тут можно говорить?! Разве что опять уповать на вездесущее государство, которому по силам попросить нефтяников объявить мораторий, к примеру. Кстати, окончательно оптовые трейдеры с ценами на июнь еще не определились. Но уже сейчас очевидно, что цены в опте будут расти, а значит, частникам остаются до банкротства считанные месяцы, а может и недели.
«Известия» уже писали, что бензин будет стоить 30 рублей . Во вторник стало известно, что бензин на Сахалине подорожал на 1,5-2 рубля за литр. Теперь на острове литр марки Аи-92 стоит 28 рублей, литр Аи-95 — 29 рублей, а вот литр Аи-98 перешагнул отметку в 30 рублей и достиг отметки 31 рубль.
Нефтепродукты на eOil.ru