Баку осваивает нефтедоллары

В ближайшие дни с Кулевского нефтяного терминала будет отправлен первый танкер с азербайджанской нефтью. Объем этой партии экспорта составит 80 тыс. тонн.
Нефтяной терминал в Кулеви (около порта Поти, Западная Грузия) — первая удачная сделка ГНКАР, которая является локомотивом в осуществлении подкорректированной энергетической стратегии Азербайджана. Суть этих корректировок проста. Получив достаточные свободные средства от продажи нефти и газа, Баку стремится приобрести портовые терминалы, а также построить в странах, куда доставляются углеводороды, нефтеперерабатывающие заводы и выйти на региональные рынки с продуктами нефтепереработки.
Как сообщает Независимая газета, строительство терминала в Кулеви началось в 2000 году. Однако в 2002 году строительство было прекращено из-за отсутствия средств. Спустя два года терминал выкупил ныне покойный грузинский бизнесмен Бадри Патаркацишвили. Но довести реализацию проекта до логического конца ему не удалось — на заключительном этапе грузинские власти не разрешили ему провести к терминалу подъездные железнодорожные пути, а без этого объект не смог бы функционировать.
Проблема была разрешена лишь в конце декабря 2006 года, когда ГНКАР выкупил терминал у Бадри Патаркацишвили. По некоторым сведениям, сделка состоялась за 300 млн. долл. Для финансирования строительства терминала ГНКАР привлекла от консорциума 15 банков, который организовали Societe Generale и ABN Amro, два кредита — на 265 млн. долл. и 40 млн. долл. Годовая ставка по кредитам, выданным на 5 лет, будет погашаться за счет выручки от продажи прибыльной нефти. Терминал является собственностью ГНКАР и управляется компанией SOCAR Energy Georgia, 51% акций которой принадлежат азербайджанской госнефтекомпании. Заявленная мощность терминала, официальная церемония открытия которого состоялась 16 мая нынешнего года, составляет 10 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. В первый год его эксплуатации загрузка может составить около 50%.
«В настоящее время в порту завершается процесс заполнения сырьем резервуаров общей вме стимостью 320 тысяч кубометров», — сообщил журналистам вице-президент ГНКАР Эльшад Насиров. Как сказал «НГ» источник в ГНКАР, терминал рассчитан также на перевалку нефти и светлых нефтепродуктов из Туркменистана и Казахстана. Через него изначально предполагалась перевалка 7-10 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в год при минимальной ежегодной рентабельности 5 млн. тонн. Однако, учитывая перспективы увеличения объемов нефтеперевалки, ГНКАР добилась решения правительства Грузии об увеличении площади терминала, расположенного между реками Тсива и Хоби, со 100 до 300 гектаров. Это позволит увеличить мощность терминала до 15-20 млн. тонн углеводородов, а объем резервуарного парка — с 320 тыс. до 380 тыс. кубометров.
Нефтетерминал в Кулеви — не единственный проект Азербайджана в Грузии. Располагая достаточными свободными средствами от продажи нефти и газа, Баку стремится стать ключевым игроком на грузинском рынке и подумывает о строительстве здесь нефтеперерабатывающего завода, а также приобретении железных дорог соседней страны. Если эти планы будут реализованы, то Баку станет полновластным хозяином южнокавказского участка транспортного коридора Восток-Запад.
Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Российская структура Shell передумала ликвидироваться
«Шелл Нефтегаз Девелопмент» решила не закрывать юрлицо — возможно, Shell допускает участие в ее в суде по иску Генпрокуратуры РФ
Танкеры с СПГ разворачиваются из Азии в Европу
Пять грузов СПГ перенаправляют из Азии в ЕС после остановки поставок российского газа в Австрию